Как проходили юные годы Петра Великого?

Мир

Не только в прошлом России, но и в мировой истории было совсем немного людей, которых можно сравнить с Петром Алексеевичем Романовым — Петром Великим. Этот человек был не только талантливым политиком и реформатором, но и крайне неординарной личностью. Свою неуемную энергию и безграничную силу он направлял на преобразование страны.

Поразительно, но как среди его предшественников или современников, так и в последующих поколениях не нашлось человека, способного превзойти делами Петра. Заслуги царя уже стали наполовину легендами, поскольку овеяны массой домыслов и предположений. Каким же был Пётр Алексеевич? Как происходило становление юноши, которому суждено было войти в историю под именем Петра Великого?

Появление наследника

Царевич Пётр появился на свет 9 июня 1672 года, став младшим ребёнком в большой семье Алексея Михайловича Романова и его второй супруги, Натальи Нарышкиной.

Интересно, что данное мальчику при крещении имя Пётр стало загадкой для историков, поскольку ни в роду Романовых, ни у Нарышкиных его обладателей не было. Именно это и не позволяет точно сказать, в честь кого мог быть назван будущий царь.

Мать, Наталья Кирилловна, с трепетом относилась к единственному сыну, безгранично любила и баловала его. Увы, это не могло уберечь царевича от политических интриг и потерь. Когда Петру исполнилось 3,5 года, умер царь Алексей. Опекуном и новым правителем стал брат Петра, Фёдор Алексеевич, что не отличался крепким здоровьем.

Борис Артемьевич Чориков «Рождение Петра Алексеевича»
Борис Артемьевич Чориков «Рождение Петра Алексеевича»

Обучение Петра

С раннего возраста царевич обучался всевозможным наукам, однако образование его оставляло желать лучшего. Причиной тому стало отстранение учеников Симеона Полоцкого патриархом Иоакимом, что в ту пору развернул активную борьбу с “латинизацией”.

Учителем Петра стал дьяк Никита Зотов, что был по тем временам достаточно образованным человеком. Однако он не мог компенсировать недостатки базовых знаний. Впрочем, пробелы в своём образовании и небогатый словарный запас царевич сполна компенсировал практическими занятиями.

Клавдий Лебедев «Зотов учит молодого Петра I живописи»
Клавдий Лебедев «Зотов учит молодого Петра I живописи»

Особый интерес у юного Петра проявлялся к военному делу. В. О. Ключевский так рассказывал о царевиче:

“С летами детская Петра наполняется предметами военного дела. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия. Даже иностранные послы везли в подарок царевичу игрушечное и настоящее оружие… На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки”.

Конечно, это было вполне привычное увлечение для мальчика, однако в случае с царевичем оно заложило основы его характера и дальнейшей деятельности.

Ян Веникс «Портрет Петра I», хранится в Эрмитаже
Ян Веникс «Портрет Петра I», хранится в Эрмитаже

Борьба семейств за власть

После смерти Фёдора Алексеевича наступают непростые времена для Петра и семейства Нарышкиных. В противоборство с этим родом вступают Милославские, представителем которых был брат Петра, царевич Иван, претендовавший на престол.

Вот только сам Иван был крайне болезненным, а потому Нарышкины требовали, чтобы власть передали их Петру. Милославские, в свою очередь, пустили слух, будто царица Наталья убила Ивана. Итогом этих наветов и слухов стал Стрелецкий бунт 1682 года.

Наталья Кирилловна продемонстрировала с порога дворца двух царевичей, Петра и Ивана, который подтвердил, что его никто не пытался изжить со свету. По требованию стрельцов патриарх и боярская дума вынуждены были объявить правителями Ивана и Петра.

При этом Иван оставался “старшим” царём, а Пётр обязан был подчиняться ему. По причине малолетства братьев регентом при них была назначена царевна Софья Алексеевна. По её требованию царица-вдова Наталья должна была удалиться от двора вместе с младшим царём. Она отправилась в село Преображенское, где и прошли юные годы Петра.

Неврев Николай «Пётр I в иноземном наряде»
Неврев Николай «Пётр I в иноземном наряде»

Свобода и соратники

Свою любовь к военному делу Пётр сполна воплотил в юношеских забавах. Поскольку большую часть времени он проводил вдали от столицы, это давало ему определённую свободу, стеснить которую не могли бы сестра и брат.

Прибыв в Преображенское, царица приказала создать военную школу для сына, а вскоре у него уже появились “потешные” отряды. Как и другие мальчики, Пётр начинал обучение наравне с прочими учащимися. Известно, что в школе он смог пройти путь от барабанщика до бомбардира.

Одним из главных кандидатов для “потешного” войска Петра стал Александр Меншиков, который должен был стать личным телохранителем царя. Известно, что Меншиков даже спал в ногах Петра, а в дальнейшем стал близким другом и соратником, советчиком во многих делах.

Илья Репин «Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор в сопровождении свиты»
Илья Репин «Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор в сопровождении свиты»

“Потешные” полки Петра

В Преображенском, на берегу реки Яузы, Пётр построил “потешный” город, где проживали его солдаты. Тогда на реке впервые появились “потешные” суда. Юный царь настолько был поглощён изучением военного дела, что стремился вникнуть в каждую науку, связанную с ним.

Его помощником и наставником в этом деле становится голландский учёный Франц Тиммерман. История знает один показательный случай, произошедший с царём. Вместе с Тиммерманом он однажды прогуливался по Преображенскому и в одном из амбаров обнаружил английский бот, небольшое парусное судно. По приказу Петра оно было отремонтировано, после чего спущено на воды Яузы.

Григорий Мясоедов «Дедушка русского флота» (Франц Тимерман объясняет Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово)
Григорий Мясоедов «Дедушка русского флота» (Франц Тимерман объясняет Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово)

Вскоре Пётр отправляется в Переяславль-Залесский, где закладывает первую верфь на Плещеевом озере. На тот момент он управлял уже двумя “потешными” полками, что представляли совсем нешуточную силу, а крепость царя, возведенная в Преображенском уже напоминала настоящее серьёзное укрепление.

Непринуждённо, словно бы играя, Пётр I создал основу для своей власти, готовясь вступить в противостояние с теми, кто претендовал на его законные права.

Алексей Кившенко «Петр Алексеевич управляет парусным ботиком»
Алексей Кившенко «Петр Алексеевич управляет парусным ботиком»

Это — только часть жизни Петра Великого, его ранние годы, с которых начинались великие свершения и перемены. Но, как мне кажется, именно этот период ярко демонстрирует становление царя как личности.

Оставаясь ярким и неординарным человеком, взрослеющий Пётр постепенно вникал в государственные дела, ставил перед собой новые задачи и цели, которых неизменно достигал. Даже в столь юном возрасте царь проявил себя человеком сильным и властным, умеющим пользоваться поддержкой близких и уверенно строящим будущее.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.