Он вписал своё имя в историю кровью – кровью врагов и родных братьев, кровью собственного сына. Его жизненное кредо, много позже озвучит другой великий завоеватель, Наполеон Бонапарт – «Главное ввязаться в бой, а там видно будет!».
Бесстрашный полководец, по рассказам обладавший громогласным голосом, способный перекричать шум жаркой рукопашной схваткам и отдавать приказы удаленным на большом расстоянии от него отрядам. Вблизи от его крика приседали лошади. Он закончил жизнь, как это и должно было случиться с великим воином – на поле брани, знаменитом Косовом поле.
Его жизнь – пример невероятно удачного стечения обстоятельств, личной храбрости и неутолимой жажды – жажды власти.

Восхождение на трон
Все сведения турецких источников о Мураде I так же как и о его предшественниках относятся к летописям Ашикпашазаде и его «Хронике дома Османов (Тева-рих-и аль-и Осман)», основанную на предыдущих трудах летописца Яхши Факых в его «Описания подвигов дома Османов до Йылдырым-хана».
Больше подробностей о более поздних годах его жизни можно узнать уже из византийских летописей, написанных в разное время Сфрандзи, Дукаой и Халкокондилом. Они писали, по большей части, о периоде когда он уже был султаном.
Доподлинно и точно известно, что мать его была Нилюфер-хатун, женщина с неординарными способностями. Скорее всего, простая греческая рабыня, попавшая как наложница в гарем Орхана I Гази и ставшая его женой. После случайной смерти основного претендента на трон Сулеймана-паши, другого сына Орхана, она смогла стать протеже для своего сына Мурада и любимой женой султана. Год его рождения известен весьма примерно, с большими колебаниями в датах до 10-15 лет.
После смерти Суйлемана, Орхан доверил Мураду вести наступательные действия с целью захвата Андианополя, взятие которого открывала дорогу османам для продвижения на Балканы. Европейские ученые считают, что этот город Мурад взял уже будучи султаном, османские источники датируют это время, когда Мурад ещё был принцем.

Даже дата занятия трона считается спорной, по некоторым сведениям он стал султаном ещё при жизни отца в 1360 году, другие же историки (что более вероятно) датируют это 1362 годом – годом смерти Орхана I Гази.
По более вероятной версии, он находился в Румелии, когда весть о смерти отца стала ему известна. Кара Халил – бывший визирем при его отце и ставший первым Великим визирем при Мураде смог удержать трон за Мурадом. Мотивы его поступка смутные, но не стоит забывать, что «за кадром» остается мать Мурада, находившаяся в то время в столице. «За каждым великим мужчиной стоит женщина» — в случае с султаном Мурадом I скорее всего это была его мать.
Как бы то ни было, но трон стал принадлежать Мураду, Кара Халил открыл династию Великих Визирей, из которой ещё пятеро наследовали за ним этот титул, а мать султана Мурада I – стала облечена максимальной властью, которая могла получить женщина на мусульманском Востоке.
Взойдя на трон, Мурад I жестко расправился с конкурентами, открыв «ящик Пандоры». Он умертвил своих братьев от других жен Орхана претендовавших на трон, положив начало братоубийственной традиции в Османской династии, позже получившей название закон Фатиха. Также он расправился с беями соседних бейликов, попытавшихся воспользоваться случаем смены власти и захватить земли османов.
Правление и реформы Мурада I
За годы своего руководства султанатом Мурад I существенно расширил владение османов подчинив практически всю Малую Азию, взяв под контроль Балканы, продолжил экспансию в Европу. Он, даже, поставил в вассальную зависимость Византию, принудив её платить дань и вынудив подписать императора позорные обязательства крайне невыгодного для Византии договора с Османским султанатом.
Внутренняя политика и реформы всё больше отдаляли османское устройство административной системы от родоплеменных основ кочевников. При Мураде I окончательно сформировался прообраз гос. аппарата в виде дивана и возник институт канцелярии при Великом визире – прообраз совета министров. Причем, туда начали назначать не по признаку родства, а по морально-деловым качествам и личным заслугам перед султаном.
Регулярная армия в виде янычар (пехота) и чуть позже сапар (кавалерия) перешла в полное подчинение султана и содержалась на жалованье от казны, а не от раздела награбленной добычи. Был отработан принцип набора в неё подростков из немусульманских детей, обращавшихся в ислам.
Призывавшееся на время военных походов ополчение так же поступало на платной основе. Всё это требовало постоянных финансовых потоков, поэтому была реформирована система налогообложения и активней, на постоянной основе, стали собирать дань от побежденных государств. Такое построение бюджета требовало постоянного ведения войны.

Личная жизнь султана, жены и дети
Все жены Мурада, кроме первой Гюльчичек-хатун, стали женами султана по причине и в качестве его военных трофеев, как символ власти над поверженными врагами. Такой подход отнюдь не должен был вызывать особой любви к султану как к мужу и отцу.
Тамара-хатун — дочь болгарского царя, брак был заключен после угрозы разгрома болгар, как дань победителю. Из записей болгарской хроники 15 века:
«И на престол вступил Шишман, сын Александра. Аморат [Мурад] послал к нему людей, чтобы попросить руку его сестры, но он не хотел отдавать свою сестру царевну Керу Тамар».
Царица была вдовой одного из болгарских князей и известной красавицей, султан женился на ней для того, чтобы утвердить своё превосходство над болгарским царем.

Примерно теми же мотивами окрашены браки с дочерьми соседних правителей бейликов, деспотом одного из княжеств Сербии и самим императором Византии. Всего жен у Мурада было 6 или 7. Трон же унаследовал сын такой же не именитой наложницы Гюльчичек-хатун, какой была мать самого султана Мурада I, позже ставшей женой. История имеет свойства повторяться и «нет ничего нового под солнцем».
А вот именитые дети не слишком жаловали отца. Один из сыновей, Савджи-паша даже поднял мятеж, вступив в союз с таким же мятежным сыном — византийским принцем. Мурад жестоко казнил собственного сына, приказав пытать его и ослепить перед казнью.

Как известно «короля делает свита», Мурад I был самодержцем беспощадным и расчетливым, но его умение справедливо оценить заслуги и, не взирая на родство и степень благородства, назначать на ключевые должности достойных людей закрепило за ним прозвище Богоподобный.
История его жизни – яркий пример того как важно быть нужным человеком, в нужное время и в нужном месте. Благодаря разброду и шатаниям в Византии, Балканских странах, борьбой за власть католиков над православными и торговым войнам Венеции и Генуи, за пару десятков лет он смог на глазах изумленных самодержцев Европы и Азии воздвигнуть сильнейшее государство с которым пришлось считаться в обоих частях света.

Его же смерть – хорошее напоминание, что все мы бренны. Один удар кинжала и вся власть и могущество уже не смогли спасти султана от ухода в иной мир.
Литература:
- Ю.А.Петросян «Османская империя»
- Лорд Кинросс «Расцвет и упадок Османской империи»
- Ю. В. Бромлей, И. С. Достьян, В. Т. Карасев «История Югославии»
- А. А. Васильев «История Византийской империи»