Протопоп Аввакум — великий мученик или одержимый фанатик?

Мир

Протопоп Аввакум — не просто одна из самых невероятных личностей в истории России. Поразительно, но именно он стоял на разграничении между средневековыми взглядами и совершенно новыми принципами. Он олицетворял собой прежние взгляды, что уходили в прошлое. Однако сам Аввакум отчаянно, порой фанатично отстаивал старые церковные идеалы, из-а чего его настиг гнев царя.

Для одних людей этот старообрядец был практически святым, для других — отступником, что не желал поддержать нововведения. Как отмечают историки, саму личность Аввакума нельзя назвать особенно выдающейся, однако приверженность своим принципам, осознание собственной миссии сделали его воплощением одного из поворотных моментов в русской истории. Кто же он — загадочный протопоп Аввакум?

Ранние годы

Аввакум Петров появился на свет в семье сельского священника в 1620 году. Детство и юность будущего священнослужителя прошли в Григорове, селении, расположенном неподалёку от Нижнего Новгорода.

Когда юноше исполнилось 15 лет, в семье происходит трагедия — умирает отец. Тогда по настоянию матери Аввакум женился на сельской сироте, дочери обедневшего кузнеца, Анастасии.

Влияние матери на Аввакума проявляется в его становлении как личности. Мари прививала сыну принципы старой церкви, призывала чтить слово Божье, соблюдать все полагающиеся обряды. Глубоко верующая, она после смерти супруга приняла постриг, приняв имя монахини Марфы. Конечно, собственное будущее Аввакум видел лишь в духовной деятельности.

Аввакум на поволжской старообрядческой иконе, конец XVII - начало XVIII
Аввакум на поволжской старообрядческой иконе, конец XVII — начало XVIII

Принципы Аввакума

В молодом возрасте он был отмечен за преданный труд и мудрость, уже в 22 года Аввакум был возведён в диаконы. Всего через пару лет он уже возглавляет церковный приход села Лопатинцы, находившегося неподалёку от родного селения Аввакума. Он был не только добрым, но и требовательным духовным наставником.

Слабостей и грехов Аввакум не спускал как пастве, так и самому себе. Известно, что не раз от него доставалось как беднякам, так и знатным людям, вносившим немалые суммы в качестве пожертвований церкви. Для Аввакума все они действительно были равны, и наличие титулов или богатств грехов не смягчало.

Икона Святого Аввакума Пустозерского
Икона Святого Аввакума Пустозерского

Собственные греховные порывы или желания Аввакум стремительно остужал, не позволяя себе поддаться слабостям. В народе рассказывали, что однажды на исповеди у священника была юная блудница, что поведала историю своей жизни во всех подробностях.

Аввакум, что тогда был ещё молод, осознал, что исповедь девушки разожгла в нём грешные стремления. Чтобы “обуздать плоть”, он поднёс три пальца к горящей свечи. Боль от ожога позволила справиться с наваждением и заслужить ещё большее уважение людей.

Духовная карьера и преследования

Строгое следование православным законам позволило Аввакуму взойти на ещё одну ступень духовной карьеры — теперь он стал протоиереем, или протопопом. Слава о нём распространилась по всей округе, а вскоре стали поговаривать, будто Аввакуму под силу даже “изгнать дьявола” из человека.

Проблемы протопопа с представителями власти начинаются в 1648 году, когда в Лопатинцы приезжает воевода Шереметев. Он просил благословить своего сына, однако Аввакум отказался, отметив, что тот имеет “блудностный” вид. Воевода приказал бросить священника в реку, однако Аввакум сумел спастись, бежав из села.

Спасаясь от гнева вельмож и возмущений паствы, протопоп оказался в Москве у своего друга Иоанна Неронова. В 1652 году происходят значительные перемены в духовенстве столицы Руси. После смерти старого патриарха новым главой православной церкви становится Никон.

Как ни странно, но тот, кто стал идейным противником Аввакума, некогда был его другом. Основой проблем стали правки православных книг. Если Аввакум и ряд других священников требовали сделать это в соответствии с древнерусскими источниками, то Никон придерживался идеи переработки греческих текстов.

Царь Алексей Михайлович поддержал патриарха, а не старообрядцев. Впоследствии Аввакум подверг жесткой критике работу Никона, обвинив в еретических идеях. Свои мысли он изложил в челобитной царю, однако тот не стал прислушиваться к старообрядцу.

Василий Евгеньевич Нестеров «Протопоп Аввакум»
Василий Евгеньевич Нестеров «Протопоп Аввакум»

Арест и ссылки

Популярность Аввакума в народе, его активная деятельность вызывали напряжение при реализации новых церковных реформ патриарха Никона. В 1653 году его заточили в подвал Андроникова монастыря, после чего отправили в ссылку в Тобольск. Благодаря заступничеству царевны Ирины Михайловны протопоп избежал наказания отрезанием языка и отрубанием руки.

В своих письмах к ней он чётко противопоставляет собственные взгляды и идеи Никона. Аввакум писал:

“А никонияня, патриархи и митрополиты… пускай против варвара своим сонмом пойдут. Как знают так и молят по своему бога. Пускай оне с лукавым духом, а мы, християне, со Христом Исусом.”.

Выдерживая избиения и муки, протопоп не отказывался от собственных взглядов. Я хочу обратить внимание, что даже в своих письмах царевне он словно разделяет мир на добро и зло, где тёмную сторону, конечно, представляют сторонники реформ.

С. Д. Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири»
С. Д. Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири»

Протопопа неоднократно пытались убить, однако он успешно избегал расправы. Лишь в 1663 году он смог возвратиться в Москву, вытерпев шесть лет в ссылке на Забайкалье.

Несмотря на болезнь и перенесенные страдания, Аввакум не оставил своей деятельности, чем снова разгневал царя Алексея. Разжалование духовного сана и ссылка протопопа в Пустозерск вызвали возмущение в боярской среде. Но даже в изгнании Аввакум продолжал проповедовать, приобретая всё больше сторонников.

Участь протопопа Аввакума была решена в 1682 году, когда он отправил новое письмо царю Фёдору III, где сурово раскритиковал правление Алексея Михайловича. По государеву приказу он и его соратники были сожжены в срубе.

Пётр Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума»
Пётр Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума»

Но даже после смерти Аввакума люди не переставали вспоминать его учения, хотя одни считали его святым, другие — безумным фанатиком. И дело не столько в нём самом, сколько в беззаветной преданности своим идеям. Как писал он сам:

“Пойду в пустыню, куды очи несут, направляем Христом и пречистою богородицею, а избранное Христово воинство, куды кто хочет, туды и поди, бог благословит”.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.