Патриарх Никон — знаменитый реформатор и “Великий Государь” России

Мир

Патриарх Никон стал одним из самых влиятельных людей России времён царствования Алексея Михайловича Романова. Он был неординарной, но также и неоднозначной личностью. Талантливый новатор и реформатор, он пользовался безусловным уважением у одних людей и вызывал яростное презрение у других.

Введенные им реформы, касающиеся церковного уклада, привели к расколу в обществе, однако они же помогли стране вступить на новый этап своего развития. По сути, патриарх Никон, сам того не подозревая, открыл новую эпоху в России.

Но, как известно, власть требует немалой ответственности, а с вершины всегда крайне болезненно падать. Именно это и показывает нам жизнь священнослужителя. Каким был патриарх Никон? Почему царь поддерживал его реформы? Из-за чего Никон утратил свой авторитет в глазах государя?

Ранние годы

Патриарх Никон, в миру известный как Никита Минин, появился на свет в 1605 году в небольшом селе под Нижним Новгородом в семье крестьян. В “Большой российской энциклопедии” указывается, что родители Никиты принадлежали к народности мордва, среди представителей которой было немало известных людей России. Минин не стал исключением, хотя самого себя будущий патриарх считал русским. Как отмечается в синодиках XVII века, Никита был четвёртым братом в семье.

Он рано лишился матери, что умерла вскоре после родов. Вторая жена отца Никиты относилась к пасынку с презрением, не раз пыталась убить его. Такие сведения о ранних годах Минина можно найти в едва ли не единственном источнике — житии, написанном иподиаконом Иваном Шушериным, что был учеником Никона. Написаны труды были уже после смерти патриарха, а потому могут содержать некоторые неточности и даже элементы вымысла.

Автограф Патриарха Московского Никона (17 век)
Автограф Патриарха Московского Никона (17 век)

Начало духовного пути

Основа образования Никиты состояла в познании грамоты и Священного Писания. Как мне кажется, подобные занятия не утомляли юношу, а напротив — вызывали в нём искренний интерес. Более того, по завершению обучения он вернулся домой, однако понял, что в деревенском быту начинает понемногу забывать всё то, чему научился.

Это становится причиной отъезда, а вскоре Минин поселяется в Макарьевском Желтоводском монастыре. Однако долгое врем провести в служении Богу молодому человеку не удалось. В полученном письме он узнаёт о тяжёлой болезни отца и бабушки, которые умирают вскоре после его возвращения в родное село.

Как настаивал отец, Никита рано женился, а вскоре принял сан священника. Слава о начитанности и мудрости молодого священнослужителя доходит до Москвы. Столичные купцы просят его возглавить приход в одной из московских церквей, что становится новым этапом духовной карьеры.

Портрет патриарха Никона с клиром
Портрет патриарха Никона с клиром

В 1635 году в семье Минина происходит трагедия — умирают его малолетние дети. Для Никиты это был своего рода знак, что подтолкнул его оставить мир и принт постриг, став Никоном, его супруга последовала примеру мужа, став монахиней Алексеевского монастыря.

Из-за конфликта со старцем Соловецкого монастыря, Елеазаром Анзерским, Никон был вынужден покинуть прежнее место, однако вскоре был избран игуменом. Как требовал обычай, он явился государю с поклоном. Царь Алексей Михайлович сразу отметил образованность и неординарность священнослужителя. По его приказу Никон остался в Москве, после чего был возведен в архимандриты Новоспасского собора.

Никон — патриарх Московский и всея Руси

Общение с царём Никон поддерживал, регулярно приезжал во дворец. Как считали современники, Алексей Михайлович говорил с архимандритом не только о церковных, но и о государственных делах. Предположение это подтверждается после смерти патриарха Иосифа.

Тогда государь вызывает Никона и просит его принять высочайший сан. Тот не противился, однако отметил, что большинство его решений не должны оспариваться. Летом 1652 года Никон был торжественно объявлен патриархом.

Вскоре после восхождения на престол духовенства России Никон начинает активную реформаторскую деятельность. Нововведения касались самых разных направлений церковной жизни, их основой стало переписывание книг, использующихся при богослужениях.

А. Д. Кившенко «Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты»
А. Д. Кившенко «Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты»

Как отмечал Никон, в тех появилось немало описок, а потому стоит использовать для переписывания греческих текстов. Его противники, вошедшие в историю как старообрядцы, требовали работы лишь с древнерусскими книгами. Такое противостояние породило раскол в стране.

Несмотря ни на что, царь оставался на стороне Никона, приказывая жестоко расправляться со сторонниками старых церковных принципов. В периоды войн с Речью Посполитой Алексей Михайлович оставлял Никона в качестве неофициального правителя. К основному титулу “Великий Господин” добавились слова “Великий государь” что практически приравнивали патриарха к царю.

Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон
Игорь Машков «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон осматривают афонские древности, привезённые иеромонахом Арсением (Сухановым) из паломничества 1656 года»

Изгнание Никона

Увы, осознание своей безграничной силы и погубило Никона. Патриарх требовал признания духовной власти как наивысшей — стоящей над законами государя. Возмужавший и закалившийся в войнах и дрязгах Алексей Михайлович к тому времени уже не нуждался в наставнике, каким прежде был для него Никон. Разлад во взаимоотношениях постепенно привёл к тому, что патриарх попал в немилость и был лишён сана.

Грамоты, подписанные архиереями, указывают на несколько преступлений. Среди них — даже строительство монастырей, прозванных Никоном “неподобающими словами и суетными именованиями: Новым Иерусалимом, Голгофою, Вифлеемом, Иорданом”. Из-за дерзкого поведения и своей амбициозности последние свои годы изгнанный патриарх провёл в ссылке.

С. Д. Милорадович «Суд над патриархом Никоном»
С. Д. Милорадович «Суд над патриархом Никоном»

Когда на престол взошёл царь Фёдор Алексеевич, положение Никона несколько облегчилось. Как предполагает исследователь К.В.Акинин, новый государь планировал вернуть сан Никона, но не успел. В 1681 году бывший патриарх умер на пути к Новоиерусалимскому монастырю, куда ему было разрешено возвратиться.

По настоянию царя отпевали усопшего с почестями, полагавшимися патриархам. В 1682 году, через год после кончины Никона, по ходатайству Фёдора Алексеевича патриарх Константинопольский выписал грамоту, где был восстановлен сан патриарха.

Редактор: Дарья Нессель

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.