Алаэддин-паша — был ли брат у Орхана?

Мир

Личность Алаэддина, в первых письменных свидетельствах Османской империи хроники Яхши Факыха «Описания подвигов дома Османов до Йылдырым-хана», позже переписанных Ашикпашазаде, однозначно описывается как брат, причем старший брат Орхана I Гази и сын дочери Шейха Эде Бали.

Позже начинаются неувязки. Выяснилось, что мать обоих братьев, Орхана и Алаэддина – это «собирательный» образ двух жен Османа, только одна из которых дочь Шейха Эде Бали.

Далее становится известно, что визирь и брат Орхана – это, скорее всего разные люди и наконец, британский ученый Колин Ибер, ох уж эти британские ученые, задался вопросом – а был ли, мальчик? Существовал ли вообще брат Орхана Алаэддин?

Впору задуматься о том, что у сериала «Санта–Барбара» не такой уж и невероятный сюжет, в сравнении с жизнью имперского двора Османской династии.

«Чем дальше от нас событие по времени, тем более невероятными подробностями оно обрастает»

М. Твен.

Неизвестный художник (картина не является изображением Алаэддина)
Неизвестный художник (картина не является изображением Алаэддина)

«Классическое» описание Алаэддина

По трактовке первых письменных источников описывающих династию Османов, которые сейчас принято рассматривать больше как легенду, Алаэддин — старший брат Орхана I Гази. Мать его Малхун-хатун, дочь Шейха Эде Бали.

Будучи человеком, более склонным к наукам и изучению священных писаний он добровольно уступает трон династии более активному в политическом и военном деле младшему брату — Орхану, а сам служит при нем некоторое время Старшим визирем.

Ему приписывается деятельность по созданию на всей территории Османского султаната мечетей, медрессе, хаммамов и благотворительных учреждений – имареты. Инициатива о введении единой денежной единицы в Османском султанате и даже идея создания элитной турецкой пехоты – янычар, из числа обращенных в ислам детей, попавших в рабство христиан.

Аргументы «За» легендарную версию жизни Алаэддина

Аргументом «за» реальность личности брата у Орхана по имени Алаэддин могут стать византийские хроники. Самый известный летописец того времени Пахимер, описывая битву в Малтепе императором Андроником III с османскими завоевателями, указывает на то, что войско противника возглавлял Алаэддин, там он упоминается как сын Османа, который на тот момент ещё был жив. Подробно об этом можно прочесть в книге Петросяна Ю. А. «Османская империя».

Косвенным свидетельством является то, что у Османа I Гази было не меньше пяти сыновей. И имя Алаэддин упоминается в различных письменных источниках, не относящихся к хроникам событий.

Аргументы «против» легендарной версии жизни Алаэддина

Далее начинаются не стыковки. Первая — это старшинство Алаэддина, его родословная идет от дочери Шейха Эде Бали, но сейчас доподлинно известно, что ей была не Малхун-хатун, а Рабия Бала-хатун. Малхун–хатун была первой женой Османа I Гази и родила ему сына, скорее всего – это Орхан Гази и он точно был рожден раньше.

Брак же с Рабия Бала-хатун, в качестве политического союза для поддержки со стороны шейха Эде Бали, Осман заключил позже, когда под его владычеством находилось уже много городов в Малой Азии. Так же известно, что Рабия Бала-хатун удалилась от Османа ближе к концу своей жизни и жила с отцом.

Паоло Веронезе «Султан Осман I»
Паоло Веронезе «Султан Осман I»

Вполне возможно, что Алаэддин жил так же как и его мать с дедом, высокообразованным, для того времени, человеком, умершем в возрасте 120 лет, одним из организаторов движения Ахи (прообраз европейских торгово ремесленных городов – республик средневековья, под тип Венеции). Часть идей, по переустройству кочевого образа жизни османов, могла быть почерпнута у него.

Далее, проведя подробнейшие исследования, турецкий историк И. Х. Узунчаршилы в своей работе под названием «Организация двора Османского государства» выявляет на основе письменных хроник и родословных, что визирь Алаэддин-паша и брат Орхана I Гази это разные люди. Поэтому доподлинно сказать, кому из них и какие именно идеи переустройства армии и управления Султанатом пришли на ум, не представляется возможным. Он считает, что из-за того, что они были тезки, во многих хрониках вышла путаница.

Орхан Гази
Орхан Гази

А идей было довольно много! Это и уже упомянутые янычары; денежная реформа — чеканка собственной монеты османскими правителями; введение единой формы одежды и белых головных уборов для пехоты; введение дивана – прообраз министерства и различие должностей в нем, в том числе системы ношения мундиров при дворе, на подобии Византии создание прообраза регулярной армии.

Вполне возможно, что над таким объемом реформ трудилось минимум два человека, обоим из которых Орхан I Гази должен был доверять полностью, так как его жизнь проходила в воинских походах и дипломатических интригах, направленных на расширение государства и укрепление независимости, в чем Орхан I Гази весьма преуспел. Отличный пример работы команды успешных лидеров, как сказали бы современники.

Однако есть ещё и третье мнение, которое утверждает, что брат Орхана I Гази, Алаэддин – это вымысел, миф и легенда. Этой версии придерживается британский исследователь турецкого исторического наследия Колин Имбер.

Аргументами служит то, что письменных источников, относящихся к тому времени, до нас не дошло. Работы же Ашикпашазаде, подготовленные на материалах, не дошедших до нашего времени, хроник Яхши Факыха, он расценивает как «заказ» в угоду политических амбиций правящей династии Османской Империи. К тому же в них сына Османа якобы звали «Али – паши», как об этом сказано у летописца 16 века Орудж-бея в его «Анонимной хронике дома Османов».

Художник картины Анри Шарль Антуан Барон (картина не является изображением Алаэддина)
Художник картины Анри Шарль Антуан Барон (картина не является изображением Алаэддина)

Заключение

Категоричность суждений Колина Имбера безусловно делает громким имя этого исследователя турецкой истории из Манчестерского университета, но его амбиции в этом вопросе и желание утвердить своё мнение идет таки в разрез с фактами.

Безусловно, у Орхана I Гази был брат Алаэддин и прах его покоится в тюрбе (гробнице) Орхана I в Бурсе. Однако кому именно принадлежат идеи преобразования государства, построенные и сохранившиеся до наших дней мечети и канувшие в небытие законы… визирю или брату султана – это навсегда сокрыто от нас под толщей столетий.

На настоящий момент известно, что это два разных человека с одним именем. Каждому, из которых принадлежит доля свершений на поприще создания Османской Империи.

Литература:

  1. Петросян Ю. А. «Османская империя»
  2. Колин Имбер «Османская империя 1300–1481»
  3. «Хроника дома Османов» 1476 г.
  4. И.Х. Узунчаршилы «Организация двора Османского государства»
Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.