Первый правитель Османского бейлика

Мир

Осман I Гази – человек легенда, основавший династию Османов, правившую более 600 лет, его меч является государственным символом борьбы с неверными и реликвией обязательной при церемонии возведения на трон.

Вождь, полководец и политик приведший слабоорганизованные и разрозненные кочевые племена сельджуков в состояние организованного и обширного государственного устройства, заложивший основу Османской Империи, навсегда уничтожившую величайшую цивилизацию древнего мира – Византийскую империю. Что же о нем известно?

На самом деле не так уж и много. Сын простого воина, предводителя отряда воинов – Эртугрула. Получившего удел у границ с Византией благодаря личной храбрости в бою и банальному везению. Тем не менее имея мудрость политика и расчет завоевателя, заручившись поддержкой султана отец Османа направил свои усилия на завоевание территорий, терявшей своё могущество, Византии. Сын, приняв власть от отца, пошел по его стопам и преуспел.

Осман — как политическая личность

Все хроники об Османе I, как, впрочем, и об его отце, были составлены на основании легенд, устных сказаний и преданий при султане Мехмеде II, взявшим Константинополь и объявивший о создании Османской Империи. Такое громкое название потребовало созданий исторических хронологий, для подведения идеологической базы под основы правящей династии.

Именно тогда и появились первые исторические трактаты и первые подделки под более ранние источники об Османе. Самым ранним подлинником сейчас принято считать начатую в 1476 году — «Хронику дома Османов» Ашикпашазаде.

Однако неоспоримыми остаются следующие достижения Османа. Обращение в ислам всех подчинённых ему племен. До этого они представляли собой разрозненные группы язычников. На этой основе позже он сформулирует идею войны за веру и начнет захват территории Византии. При нем бейлик, возглавленный им, не только получил его имя, но и стал независимым.

Под его руководством были созданы и структурированы основные органы управления, введено налогообложение. Ему же принадлежит идея толерантности, когда на занятых территориях людей, исповедующих христианство или иные вероисповедания, не притесняли и, если они не оказывали сопротивления, включали в состав подданных бейлика. Это мудрое решение позволило продвинуться его потомкам вплоть до Константинополя и взять его.

Из научного труда «История Византии» Успенского Ф. И., российского и советского историка:

«Осман не являлся разорителем страны. Он отдает города и села своим сподвижникам … щадит народ, убавляет налоги, уважает христианство. Под его патриархальной властью … судя по многим данным, населенность и богатство страны быстро возросли»
Паоло Веронезе «Султан Осман I»
Паоло Веронезе «Султан Осман I»

Обретение независимости и создание прообраза будущей Империи

В до мусульманский период термином «гази» (с араб. «газа» – война) именовали воинов, ведущих войну методом набегов и разграбления прилегающих территорий без их захвата. С приходом к власти Османа этот термин возводится в титул и становится синонимом воина – борца за веру. Отказавшись от борьбы с соседними племенами и на этой почве, по некоторым данным, убив родного дядю, который настаивал на вражде с соседями, Осман направил все усилия на завоевание Византийских территорий под знаменем борьбы с неверными.

К тому времени Византия воздвигла по границе с сельджуками в Малой Азии множество укрепленных городов. Удалённые от центра, плохо снабжаемые и возглавляемые каждый отдельным наместниками, практически предоставленных самим себе и имевшим небольшие, чаще наемные гарнизоны до возникновения сильной организации у кочевников, они справлялись с задачей сдерживания турецких племен у границ Византии.

Осман смог создать численное превосходство и прототип регулярной армии, со своим «кочевым спецназом» — гази. Гази вели своеобразный образ жизни, ими становились молодежь из бедных семей кочевников, разорившиеся крестьяне и даже дезертиры из армий халифата. Они славились отличными навыками верховой езды, крайней выносливостью и неприхотливостью, жестокостью к противнику, храбростью и отлично работали группами.

С этими формированиями Осман один за другим стал захватывать приграничные города. Его успех привлекал в ряды его армии всё большее количество воинов. Пока на определенном историческом этапе численность его войска и захваченная им территория не позволила сделать свой бейлик независимым. Даты получения независимости и имена султанов, давших её разнятся, но факт получения независимости остается.

Однако на этом Осман не остановился и продолжил свой победоносный путь в глубь Византийской Империи в сторону моря. Итогом стал выход к берегам Мраморного Моря и взятие города Бурса, который станет столицей Османского султаната.

Ариф-Паша «Осман-Бей и османские государственные чиновники»
Ариф-Паша «Осман-Бей и османские государственные чиновники»

Очень быстро Осман понял, что прежний родоплеменной способ управления разрастающимися территориями не подойдет. По мере овладения городами ему пришлось осваиваться с новыми для него формами социальной организации, переходить к оседлости. Во многом благодаря своей политики веротерпимости ему удалось привлечь под своё начало образованных людей, в том числе из населения взятых городов.

Для городов он перенес административную модель, применяемую в городах Малой Азии, началась практика выдачи земельных наделов на время службы, появилось налогообложение и началась чеканка собственной монеты.

Осман I
Осман I, иллюстрация из османской рукописи XVI века Хюнернаме

Противостояние Византии завоеваниям Османа

В Константинополе слишком поздно поняли всю опасность для империи со стороны нового противника из Малой Азии, спешно собранные силы были разгромлены, города не оказывали достаточного сопротивления. Второй попыткой остановить отряды Османа успеха добиться не удалось и, хотя обе стороны понесли тяжелые потери, Осман победил.

Византийский летописец Пахимер так пишет об Османе в тот период

«приобрел огромное богатство и процветал, хранил же богатства в захваченных крепостях».
Осман Гази захватывает Византийскую крепость
Осман Гази захватывает Византийскую крепость

Следующей попыткой остановить продвижение турков стало привлечение византийским императором Андроником II наемников — каталонцев. Возле города Лефкаи войска Османа потерпели поражение, но очередные смуты в Византийской империи не позволили оплачивать наемников, и Осман продолжил свои завоевания.

Остановило его только столкновение с монголами. По некоторым данным спровоцированное тем, что Византийский император отдал замуж за монгольского хана свою дочь, которая и склонила мужа к конфликту с Османом.

На исторической родине Османа почитают и считают полусвятым человеком. Видимо наличие двух, по другим данным трех жен, одну из которых он по легенде украл, не дает возможности его канонизировать. Однако его идеи по-прежнему актуальны в мусульманском мире.

Османский султан Осман I
Османский султан Осман I

Безусловно этот человек был неординарной личностью, пожалуй, единственным представителем кочевых народов не только заложивший начало новой империи, но и давший возможность адаптации и перехода к оседлому образу жизни.

Первый, в своем мире, в политических целях применивший метод веротерпимости на завоёванных землях. Можно сказать, что своими прогрессивными идеями, военными успехами и мудрой политикой проложил малозначимым племенам турков – сельджуков путь в успешное будущее на многие столетия вперед.

Литература

  1. И. Б. Греков «Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV-XVI вв: главные тенденции политических взаимоотношений».
  2. Р. Рахманалиев «Империя тюрков. Великая цивилизация. Тюркские народы в мировой истории с X в. до н.э. по XX в. н.э.»
  3. Т. Райс «Сельджуки. Кочевники – завоеватели Малой Азии».
Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.