Фильм «Королевский роман» не только подарил многочисленным зрителям чудесную любовную историю с участием Высших персон государства датского, но и пробудил интерес любознательных киноманов к истории Дании.
Не в пример фанатам костюмированных исторических фильмов остального мира, у обитателей Рунета более критичный склад ума. Если американцы и европейцы остро реагируют на исторические неточности в кинопроектах только про Великую Войну, или исключительно касающиеся истории их страны (тут нельзя не привести великолепный пример с австралийским фильмом «Breake Morant» после которого реакция общественности накалилась до того, что уже в XXI веке Австралия направила Англии запрос: нельзя ли Гарри Моранта посмертно оправдать – с понятным ответом).
А «наши зрители» — все, кто хоть через родителей оказался затронут советским историческим образованием с его системой критического восприятия (в том числе и того, что говорят учителя) — сразу лезут в Интернет, чтоб убедиться: нет ли тут обмана. И иногда обнаруживают много интересного, полностью рушащего восприятия красивой картинки фильма. Не случайно на IMDb рейтинг картины «Королевский Роман» много выше, чем на КП.

Невозможная любовная история?
Так что не так в «Королевском романе»? – Если кто не смотрел или подзабыл, основой фабулы фильма является пылкая любовь между прогрессивной и просвещенной королевой из передовой Англии юной Каролиной-Матильдой (Алисия Викандер) (уже в первых сценах гнусно-реакционные датчане отбирают у королевы все книги, как не одобренные цензурой) и реформатором Струэнзе (Мадс Миккельсен уже не в первый раз играет ГлавГероя, которому отрубят голову, Колхас был первым), поклонником Руссо и Гуманизма с Просвещением.

Фильм основан на романе Бодиль Свенсон-Лет «Принцесса крови». Однако активная деятельность Струэнзе и Каролины-Матильды, по фильму, становится возможной лишь при одобрении её третьим главным героем ленты – самим королем Кристианом VII (Микель Фельсгор). Актёры играют великолепно, но сам «тройничок» королева-Струэнзе-король, показанный в фильме, представляется крайне сомнительным.
Не потому, что король был высоких моральных качеств. Как раз наоборот.

Безумцы на троне Дании, Англии
Похоже, Дании везет на безумцев на троне – если считать, что Гамлет (Амлед саксонских хроник и Снорри Снуладсена) не особо притворялся. Но это тема для другого рассказа, а вот Кристиан был откровенно безумен. Современные медики, учитывая «показания» современников приходят к выводу, что у короля был маниакально-депрессивный психоз, причем скорей в острой фазе. Современники упоминают что к 16 годам у юного короля уже были:
- хронический алкоголизм (над чем посмеялся даже склонный выпить сэр Уолполл, сосватавший ему пятнадцатилетнюю сестру своего монарха);
- склонность к садизму (постоянные избиения женщин по борделям) и мазохизму (часто приказывал лакеям избивать себя, чтоб доказать свою неуязвимость, бегал голым в дожди и снегопад)
- воспаленные фантазии – он называл себя сыном русского принца, то выдумывал себе любовницу-великаншу, на воображаемый образ которой и… «ублажал себя» прямо на заседаниях правительства;
- и многие «экстравагантные» выходки, словно король собирал лайки для «Тик-Тока».

Даже сегодня психиатры часто не знают, чем вызваны те или иные вспышки безумия: психиатрия по сей день остается наукой клинической, а не лабораторной. То есть, основана на субъективном, а не научном подходе (подробнее об этом – «Психиатрия, учебник», коллектив авторов, М., 1989). А на томографию Кристиана уже не пошлешь. В пользу возможной патологии монарха говорят:
- плохая наследственность – отец умер от пьянства и венерических заболеваний (и методов их лечения), более того общий для его супруги и английского короля Георга Третьего, о безумии которого было рассказано ранее, дедушка – Георг II, от которого мог передаться ген порфирии;
- многочисленные «сотрясения мозга» — ну не различали тогда сотрясения и «ушибы мозга», способные вызвать патологии в виде отека et citera.
Георг III: оригинальное лечение короля слабительным и бренди >>
В пользу же глубокой нравственной распущенности, из-за слабоволия перешедшего в маниакальную фазу, свидетельствуют и трудное детство, и крайне неудачный подбор учителей. С двух лет живший без матери, принц был сначала отдан суровым пристанским пасторам, которым было позволено избивать наследника престола до полусмерти, а лет в 15 ему резко сменили учителя на прогрессивного швейцарца Франсуа Ревендиля, большого поклонника Руссо.

Учитывая, что сам великий французский просветитель с 14 лет вел активную половую жизнь, а парой лет позже стал «мальчиком» госпожи де Варан, переход для юного принца явно был резким.
Ко времени событий фильма короля уже пробовали начать лечить – теми же методами, что и Георга III, так что повторятся не будем. Но вот Струэнзе – в некотором смысле учитель Екатерины Великой, так как решился на прививку от оспы раньше нашей императрицы, — психиатром и даже психологом никак не был.
Струэнзе и Каролина-Матильда
Алисия Викандер, актриса молодая, всё же в 2012 году была для роли 15-16 летней девочки слишком «стара». К тому же они стройна, а английская принцесса даже в подростковом возрасте отличалась излишней (даже для тех лет) пухлостью, вот её портрет в возрасте чуть за двадцать:

К тому же, несчастная королева уже болела порфирией – от которой и умерла всего в 24 года. А влияние этого редкого генетического заболевания на психику несомненно (подробнее – разбор болезни Георга III, ссылка была выше). Так что Струэнзе в IRL то ли повезло больше, то ли куда меньше, чем в фильме – рулить страной между двух психов.
Да и сама фигура Струэнзе не столь идеальна. Для красивой любовной истории сценаристам пришлось опустить пару фактов, связанных с его реформами:
- он никак не забывал себя и свой клан – назначил брата министром финансов;
- из-за отсутствия денег на «самую современную бесплатную медицину 18-ого века» перестал платить деньги армии и флоту;
- уволил массу «бюрократов» без пособий и пенсии – из-за чего неизбежно пострадали «учёт и контроль», и герой просто не знал, насколько его реформы реальны;
- ну и сами реформы, во имя «всего прогрессивного зарубежного» в патриархальной Дании нельзя не сравнить с «Катасройкой» — или, представьте, сегодня придет министр, решивший сурово насаждать ценности BLM:)
Зато Мадс Миккельсен в фильме великолепен и бескорыстен.

Другие фильмы и книги по теме
Автору романа и сценаристам картины невозможно было не романтизировать трёх главных героев. Хоть и в ущерб исторической правде. Если бы создатели картины решились бы хотя бы приблизиться к ней, у них мог бы получиться спорный, не шедевральный фильм вроде «Частных пороков, общественных добродетелей» Миклоша Янчо о кронпринце Рудольфе (осторожно 18+ … или даже 21+ по нынешним временам). Зато «Королевский Роман» дает нам чудесную любовную историю с потрясающей игрой троицы упомянутых актёров.
Каролине-Матильде, посвящены неплохие фильмы 1935 и 1957 года, где Струэнзе показан более объективно. Американский фильм носит характерное название «Диктатор», а во французском фильме «Правитель без короны» её роль исполняет… Татьяна Полякова, более известная как актриса Одиль Версуа и будущая графиня Поццо ди Борго, сестра Марины Влади.