«Я герой не татарский и не лакский. Я — Герой Советского Союза»: чудо-спасение знаменитого лётчика

Мир

Он видел, как трясёт самолёт – машина горела, и шансов спасти её уже не оставалось. Однако лётчик успел покинуть горящий борт. Приземлившись на парашюте, он понял, что оказался на нейтральной полосе, и уже виднелись каски немецких солдат, спешащих к нему. Амет-Хан Султан готовился принять свой последний бой – живым он врагу точно не дастся. Но в этот момент произошло то, чего лётчик ожидал менее всего. Как признавался он потом, его спасение было удивительным и очень неожиданным.

Амет-Хан Султан, дважды Герой Советского Союза, потом часто шутил, что, видимо, не зря был спасён. Он стал одним из самых успешных советских лётчиков, бесстрашно громивших врага в воздушных боях. Живой, весёлый и улыбчивый «Аметка» (так его называли в полку) пользовался уважением среди боевых товарищей. Что же известно об отважном лётчике? И чем завершилась война для Амет-Хана?

Начало службы

В 1920 году в Алупке в семье лакца и крымской татарки родился мальчик, которого назвали Амет. Он рос сообразительным и смелым пареньком. Во время мальчишеских игр Амет-Хан часто выступал как защитник слабых и считал себя прирождённым воином. И хотя это была лишь детская игра, уже тогда в характере мальчика проявились основные черты.

Паренёк успешно окончил среднюю школу, после чего выучился на слесаря. Он устроился работать на железную дорогу и вскоре стал мастером депо. Молодые люди, работавшие с Амет-Ханом, восхищались его лидерскими качествами и умением хладнокровно и решительно действовать даже в самых критических ситуациях. Тогда он даже не предполагал, насколько это окажется ценным всего через пару лет.

На службе в Красной Армии Амет-Хан находился с февраля 1939 года. Он был направлен на обучение в Качинскую Краснознамённую авиационную школу, а после её окончания младший лейтенант Амет-Хан стал лётчиком 122-го истребительного авиационного полка. Уже в первый день Великой Отечественной войны Амет-Хан сделал несколько боевых вылетов. На истребителе И-153 он собирал разведданные и производил штурмовку сил противника.

С однополчанами, 1942 год / Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия, Симферополь
С однополчанами, 1942 год / Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия, Симферополь

Тот самый таран

Однако лётчику приходилось приспосабливаться не только к военным переменам, но и к новой технике. В 1942 году Амет-Хан обучался управлению одноместными самолётами «Хоукер Харрикейн», которые поставлялись из Великобритании. Уже в бою 31 мая 1942 года выяснилось, что эта машина полностью оправдывает смелые ожидания лётчика. Она была быстрой и манёвренной. Амет-Хан в тот день вступил в противостояние с немецким «Юнкерсом». Когда были израсходованы все боеприпасы, он пошёл на крайне рискованный, но верный шаг – решил совершить таран.

Двигаясь прямо на «Юнкерс», Амет-Хан сумел ударить немецкий самолёт правым крылом. Гитлеровская машина загорелась, но произошло непредвиденное – при ударе самолёт Амета зацепился за «Юнкерс». По сути, он был обречён, однако Амет-Хан не привык падать духом и сдаваться. Он выпрыгнул с парашютом и смог приземлиться на той самой нейтральной полосе, где оказался лёгкой добычей для немцев. Лётчик уже приготовил пистолет, готовясь до последнего бороться с гитлеровцами, однако в этот момент заметил, как с советских позиций поднялись красноармейцы. Завязался бой, который спас жизнь Амет-Хану. А вскоре он уже был одним из самых известных лётчиков 9-го гвардейского авиационного полка. Как любил шутить Султан, его не зря тогда отбили у немцев – он оказался «в хорошей компании».

Советский летчик-истребитель Султан Амет-Хан на крыле своего истребителя Як-1 / waralbum.ru
Советский летчик-истребитель Султан Амет-Хан на крыле своего истребителя Як-1 / waralbum.ru

Окончание войны

И действительно, вместе с этой «компанией» Амет-Хан продолжал громить противника. 25 апреля 1945 года лётчик провёл свой последний бой, а через пару недель вместе с боевыми товарищами праздновал долгожданную Победу. Всего же на его счету было 603 боевых вылета и более полутора сотен воздушных боёв.

В послевоенные годы Амет-Хан решил не расставаться с небом и продолжил военную службу. Он стал слушателем Военно-воздушной академии в Монино, но понял, что обучение там не прибавит ничего нового к его знаниям и опыту и попросил отчислить его. Тогда казалось, что лётная карьера Амет-Хана окончена, однако в 1947 году он вернулся на службу в качестве лётчика-испытателя. Он не мог жить без неба и без риска – на этой должности Амет-Хан сумел полностью получить всё желаемое и максимально проявить свои таланты.

Герой Советского Союза гвардии майор Султан Амет-Хан в кабине истребителя Ла-7 / waralbum.ru
Герой Советского Союза гвардии майор Султан Амет-Хан в кабине истребителя Ла-7 / waralbum.ru

Что интересно, сегодня Амет-Хана считают своим героем и лакцы, живущие в Дагестане, и крымские татары. Сам же знаменитый лётчик не одобрял разделение по национальности и причислял себя как к одним, так и к другим. Именно поэтому завершить историю о нём я хочу словами Султана Амет-Хана, которые некогда записал знаменитый поэт Расул Гамзатов:

«Я герой не татарский и не лакский. Я — Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?»
Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.