«Взял в рабство, а не в жёны». Скандальная история Сидони-Габриэль Колетт

Мир

«Нужно работать быстрее! – громогласно заявил супруг, ткнув пальцем в стопку рукописей. – Издатель не будет ждать вечно!». И Колетт послушно продолжила писать. Она знала, что после тяжёлой работы последует огромная награда. Нет, она не мечтала о славе (её творения муж публиковал под своим именем), не грезила о богатстве.

Самым главным подарком для Колетт становились выходы в сад. Лишь дописав очередной роман, она получала возможность отдохнуть – пусть всего пару дней. Вот только она сама понимала, что так долго продолжаться не может. Как же талантливая женщина Сидони-Габриэль Колетт превратилась в рабыню?

Девушка из деревни

Сидони-Габриэль Колетт провела своё детство в бургундской провинции. Она появилась на свет в 1873 году в семье отставного офицера. Как вспоминала Колетт, в детстве и юности она была «диким ребёнком», любившим простые деревенские забавы, полным жизни и страсти к приключениям. Становясь старше, Сидони-Габриэль невольно замечала, что начинает привлекать взгляды молодых людей.

Девушка и правда была красавицей: высокая, статная, пышущая здоровьем. Она мало походила на тщедушных барышень, которых немало проживало в округе. Быть может, именно на этом контрасте Колетт и казалась особенно привлекательной.

Габриэль Колетт, фотография около 1884 года
Габриэль Колетт, фотография около 1884 года

Вокруг очаровательной Сидони-Габриэль крутилось немало кавалеров, но уверенная в своей красоте девушка считала, что не стоит останавливать выбор на «первом встречном». Ей делали предложения, а она отвечала отказом – пока в 1893 году не повстречался «тот самый, единственный».

Его звали Анри-Готье Виллар, он был молодым импозантным щёголем. К слову, Колетт была на четырнадцать лет младше своего избранника, но это девушку не смутило. Напротив, Вилли, как называли Анри его приятели, казался ей очень мудрым и взрослым человеком.

Мечты и реальность

К моменту встречи с Колетт Вилли уже был известным журналистом, «мастером слова», работами которого восхищались многие французы. Сидони-Габриэль не была исключением. Она не могла и предположить, каким образом её возлюбленный приобрёл репутацию блестящего писателя.

Влюблённая девушка вообще мало о чём задумывалась – она мечтала всегда быть рядом с Вилли. Когда же он сделал Колетт предложение, она, не раздумывая, ответила согласием. Впереди, казалось, была безоблачная счастливая жизнь – да ещё и в самом Париже.

Но разочарования постигли Колетт уже в первые дни совместного проживания с Вилли. Жизнь в Париже была очень дорогой, средств едва хватало, чтобы сводить концы с концами. Большая часть денег шла на светские выходы супруга, который не мог жить без мероприятий, балов и постоянного общения со знатью.

Колетт в египетском наряде, 1907 год
Колетт в египетском наряде, 1907 год

А потом, спустя пару месяцев, муж предложил ей записать свои истории на бумаге. «Ты же превосходная рассказчица», – заметил он. Окрылённая Колетт взялась за перо и вскоре на свет появилось её первое произведение. Едва работа была завершена, супруг забрал рукопись, а через некоторое время история Колетт была опубликована – вот только под именем её мужа.

К той поре женщина уже знала, что свою славу Вилли приобрёл за счёт литературных рабов, которые трудились на него. Но смогла ли сама Колетт вырваться из этой «клетки»?

Рабыня собственного мужа

Первое творение Колетт, вышедшее под именем её мужа, «Клодин в школе», разошлось большим тиражом. Это был настоящий успех! Как спустя годы признавалась Колетт, главную героиню она списала с самой себя в юные годы. Публика была в восторге, а Клодин называли «одной из самых очаровательных эмансипированных женщин столетия». Правда, никто не догадывался, что автором истории о ней является вовсе не Вилли, а его супруга, остававшаяся в тени славы своего мужа.

Она писала один рассказ за другим, из-под её пера выходили уже целые повести и романы, а самой писательнице едва хватало денег, чтобы купить себе новую шаль. Она не могла позволить себе даже новое платье и боялась, что кто-нибудь мельком увидит её штопаные чулки. Все средства, приобретённые от издания её произведений, доставались мужу.

Когда Сидони-Габриэль Колетт узнала, что супруг покупает новые парижские платья своим любовницам, женщина едва не слегла из-за нервного срыва. Она смирилась с тем, что Вилли её не любит, но душа Колетт протестовала против кражи её творений.

Она трудилась днём и ночью, создавая новые рассказы и повести. Сам же Анри, читая написанное, мог лишь внести несколько правок или дать рекомендации по написанию. Вилли не трудился над рукописями – он вращался в светском обществе и наслаждался жизнью, пока его супруга считала гроши и выбивалась из сил, создавая новый роман.

Жак-Эмиль Бланш «Портрет Колетт» (фрагмент) / Национальный музей искусства Каталонии, Испания
Жак-Эмиль Бланш «Портрет Колетт» (фрагмент) / Национальный музей искусства Каталонии, Испания

Свобода

За тринадцать лет брака Колетт написала несколько романов. Её героини вдохновляли молодых девушек, они показывали, как важно отыскивать собственную индивидуальность вне социальных норм. Несмотря на то, что все достижения Сидони-Габриэль её муж присваивал себе, она продолжала его любить. Но со временем женщина просто устала быть литературной рабыней. Вопреки собственным чувствам, она подала на развод.

Лишь спустя четыре года, в 1910 году, бракоразводный процесс был завершён. Он стал настоящим скандалом, а Колетт пришлось через суд доказывать своё авторство. Но, несмотря на все сложности, после ухода от мужа для писательницы началась новая свободная жизнь. Она работала в театре, писала новеллы и небольшие философские очерки о роли женщин в обществе.

Колетт в 1910-е годы
Колетт в 1910-е годы
Кстати, в 1912 году она вновь вышла замуж за редактора французской газеты «Le Matin» Анри де Жувенеля, а через год у них родилась дочь.

Благодаря собственным взглядам Сидони-Габриэль превратилась в одну из самых обсуждаемых персон своей эпохи. Она заявляла, что женщинам не стоит гнаться за идеалами красоты, навязанными обществом, если это вредит здоровью. При этом феминисток писательница осуждала. Скандально известная Колетт порой позволяла себе немыслимые вольности, но при этом умела завоёвывать расположение и авторитет.

Она стала одной из первых женщин-корреспондентов в Первую и Вторую мировые войны. Женщина, некогда находившаяся на положении литературного раба, даже была номинирована в 1948 году на Нобелевскую премию. Но главное – она дала понять другим девушкам: даже во имя любви нельзя жертвовать собственными талантом и индивидуальностью.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.