Цыгане — исторические загадки пёстрых таборов

Мир

Цыгане говорят, что они — самый богатый народ. Как рассказывают их предания, прочим племенам Бог выделил лишь частицы земли, а цыганам отдал весь мир. И действительно — встретить представителей этой нации можно в любом уголке нашей планеты, в совершенно разных странах.

Именно такая особенность цыган вызывает вопросы у исследователей, ведь для утверждения о происхождении народа необходимо найти его корни. Сохранив свою удивительную и яркую культуру, цыганский народ так и остаётся загадкой — притягательной, но непознанной. Что же может рассказать история цыган? Кем были их предки? И как удалось цыганским племенам расселиться по всему свету?

Этноним

Начиная знакомство с любым народом, следует изучить его название, ведь в нём и могут крыться некоторые аспекты истории и формирования. Наиболее известным вариантом самоназвания цыган стало слово “ром” или “рома”.

Что интересно, в зависимости от региона проживания именование это может меняться. Например, в Армении используется “лом”. Как отмечают лингвисты, эти определения восходят к индоевропейскому слову “d’om”, первый звук которого мог со временем преобразоваться.

Альберт Эдельфельт «Испанская цыганка»
Альберт Эдельфельт «Испанская цыганка»

Привычное нам слово “цыгане” появляется впервые в «Житии Святого Георгия Афонского», что датируют XI веком. Именно там можно заметить слово “атцингане”, что применялось по отношению к этнической группе. В переводе с греческого оно означало “неприкасаемые”. Почему использовалось именно такое определение — ответит нельзя, однако слово прочно закрепилось за данной нацией.

Если вы владеете иностранными языками, в частности английским, то наверняка уже вспомнили другое название цыган. Англичане называют их “джипси” — по аналогии с египтянами. Такое понятие отражало старинные представления о цыганах как о переселенцах из Египта.

Алоис Шенн «Лагерь цыган»
Алоис Шенн «Лагерь цыган»

Происхождение цыган

Поскольку у цыган долгое время не было письменности, до наших дней дошли лишь легенды этого народа о его происхождении. А вот фактов, увы, очень мало, поэтому приходится строить всё больше и больше гипотез. В «Словаре Брокгауза и Ефрона» говорится, что цыгане имеют индийские корни, что было установлено рядом исследователей в XVIII столетии.

Наиболее распространённая, так сказать “официальная”, точка зрения учёных сводится к тому, что родиной предков современных цыган были индийские штаты Гуджарат и Раджастхан. Генетики также подтверждают эту версию, однако отмечают, что обособление от индоарийских племён произошло не позднее V века нашей эры.

Первое прибытие цыган за пределами Берна в XV веке
Первое прибытие цыган за пределами Берна в XV веке

Но как и почему предки цыган решили покинуть родные земли? На эти вопросы даже маститые историки не могут дать точных ответов. Существует мнение, что небольшая группа индийцев была поднесена в дар персидскому царю.

Нельзя исключать, что в дальнейшем цыгане разделились, причём одна их часть пошла к палестинским землям, другая — в Египет (вот и объяснение названия “джипси”). И здесь тоже рекомендую обратиться к самым точным современным данным — генетика. Исследования показывают, что расселение цыган изначально совершалось нетипичным образом, поскольку на первых порах они представляли целостную этническую структуру, в которой практически не было инородных примесей.

Цыгане в Западной Европе

На территорию европейских стран цыгане пришли из Византии. В Византийской империи к ним относились по-особенному, выделяя в обществе, однако это не было направлено на ущемление прав или тому подобное.

Распад некогда могущественной державы вновь подтолкнул цыган искать лучшую жизнь. Одними из первых в Европу пришли маргинальные элементы, мошенники, попрошайки и колдуны, которые и повлияли на негативное отношение европейцев к представителям нации в целом.

Эдвин Лонг «Просители. Высылка цыган из Испании»
Эдвин Лонг «Просители. Высылка цыган из Испании»

Неоднозначное поведение цыган, появление их кочующих таборов на фоне экономического кризиса в европейских странах превратило народ в особую группу, которая нередко фигурировала в законах и указах (далеко не в положительном свете). При этом наблюдалась дискриминация цыган.

Писатели Н. Бессонов и Н. Деметер в своей книге «История цыган. Новый взгляд» приводят следующие данные:

“В Моравии цыганкам отрезали левое ухо, в Богемии правое. В эрцгерцогстве Австрийском предпочитали клеймить и так далее. Пожалуй, самым жестоким оказался Фридрих Вильгельм I Прусский. В 1725 году он повелел предать смерти всех цыган мужского и женского пола старше восемнадцати лет”.

Как видите, речь уже шла о геноциде кочующего народа. Тем не менее, цыгане сумели выстоять и сохранить — не только свой этнос, но и необыкновенную самобытную культуру, которая и сегодня приобретает всё больше поклонников.

Ян ван де Венн «Цыганская компания»
Ян ван де Венн «Цыганская компания»

В Восточной Европе и России

Но если в Западной Европе наблюдалось столь негативное отношение к цыганским племенам, то у восточных соседей европейцев всё было совсем иначе. Там цыгане зарекомендовали себя как умелые ремесленники, кузнецы, конюхи.

Даже у османов, захвативших Европу, в отношении цыган проводилась достаточно мягкая политика. Увы, и здесь не обошлось без печальных исключений. В Молдавском и Волошском княжествах, где быстро распространилось христианство, с презрением относились к цыганам. Их с самого рождения объявляли рабами.

Вильям Бугро «Джипси (цыганка) с бубном»
Вильям Бугро «Джипси (цыганка) с бубном»

Объявление 1852 года гласит:

“Монастырём св. Илии на продажу выставлен первый лот цыган-рабов, 8 мая 1852 года, состоящий из 18 мужчин, 10 мальчиков, 7 женщин и 3 девочек: в прекрасном состоянии”.

Надо заметить, что и в Российской империи к цыганам не было однозначного отношения. Русские, несомненно, ценили умение цыган ухаживать за лошадьми, превосходные качества наездников. Многие представители этого народа были зачислены в конные полки. Тем не менее, в записях русского историка С.М.Соловьёва вполне открыто говорится: “Цыган…. посчитали народом опасным из-за безграмотности и вороватости своей”.

Цаганские мужчины, 1890 год
Цаганские мужчины, 1890 год

Конечно, цыгане вправе обижаться за столь противоречивое восприятие их народа. К сожалению, это именно тот случай, когда “ложка дёгтя бочку мёда портит”. Несмотря на то, что среди цыган и сегодня встречаются далеко не самые честные люди, не стоит забывать, что многие представители этого этноса — открытые, талантливые люди, искренне преданные своему делу и сумевшие сохранить поистине красивую культуру предков.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.