Танкостроение в СССР [Часть 3]

Война

В предыдущей статье я упоминал о том, что в канун ВОВ в танковые войска СССР стали поступать новые машины, речь, разумеется, идёт о Т-34 и КВ-1, разработка которых стартовала ещё во второй половине 30-х. О создании этих без преувеличения великолепных танков я расскажу в этой статье.

Творческий поиск

Хотя уже к середине 30-х СССР состоялся как «танковая держава» должен отметить, что в последующие годы положение дел в этой сфере было далеко от идеала. Армия так и не получила тяжёлый танк с удовлетворительными эксплуатационными характеристиками; кроме того, Испанская, а затем и Финская войны в которых активно применялась противотанковая артиллерия, продемонстрировали недостаточность бронирования имеющихся на вооружении «коробочек».

Поскольку усиление бронирования неизбежно должно было сказаться на их скоростных характеристиках, это стало причиной установки на перспективные машины более мощного двигателя; при этом было сокращено количество вооружения в пользу установки более мощных танкобойных орудий.

Результатом инженерных изысканий с учётом данного тренда стала революция в танкостроении, воплотившаяся в создание «брони», какой не было ни у кого.

А-20
Танк БТ-20

Танк Т-34

Не хочу гнаться за дешёвыми сенсациями, но технологически легенда отечественного танкопрома была ничем иным как глубокой модернизацией БТ с дизелем В-2 (БТ-20), который получил более мощное бронирование и вооружение.

Было создано несколько прототипов; поскольку чисто гусеничный А-32 на сравнительных испытаниях летом 1939 года продемонстрировал лучшую проходимость и больший резерв модернизации, было принято решение о запуске его после некоторых доработок в серию.

Т-34
Танк Т-34

Эти доработки заключались в усилении лобовой брони до 45 мм и замене 45-миллиметрового орудия 76-миллиметровым, при этом хочу обратить ваше внимание на то, что «тридцатьчетвёрка» на правах танка-истребителя изначально оснащалась танкобойным стволом Л-11, а впоследствии и более мощными Ф-32 и Ф-34.

Артиллерийское вооружение дополняли спаренный и курсовой пулемёты, в результате вес танка составил порядка 26,5 тонн. Уже упоминавшийся выше 500-сильный дизель разгонял машину до 70 км/ч на твёрдом покрытии, кроме того, будучи намного более экономичным, нежели любые варианты авиационного М-17 он обеспечивал запас хода в 350-400 км.

Таким образом, не будет преувеличением утверждать, что появление в войсках Т-34 произвело фурор: невероятное доселе сочетание огневой мощи, бронирования, скорости и дальности хода вскружило немало голов в танкошлемах.

Однако не могу не отметить и наличие у «тридцатьчетвёрки» ряда «детских» болезней: так, например, четырёхступенчатая коробка скоростей была крайне неудобной и требовала от мехвода большой физической силы, поэтому ему нередко помогал стрелок-радист.

боевой танк Т-34
Т-34 иллюстрация боя

Он мог себе это позволить, так как убогий сектор обстрела курсового пулемёта частенько заставлял его «скучать» даже в бою, как, впрочем, и радиостанция, в которой от сотрясения при стрельбе постоянно крошились лампы.

Таким образом, он в некотором смысле был лишним членом экипажа, в котором при этом остро не хватало третьего номера для обслуживания орудия: двух человек, один из которых был командиром и долженствовал координировать действия своего экипажа, а то и всего подразделения для этого явно не хватало.

Вообще, командирские страдания при управлении танком и подразделением – отдельная тема, во многом обусловленная тем, что желая сэкономить на весе, отечественные танкостроители упорно оснащали довоенные машины вместо командирских башенок перископами, в которые очень хорошо было видно, где земля кончалась и начиналось небо – на большее они и днём-то не годились.

В качестве иллюстрации могу привести фрагмент из повести Кошкина «Когда горела броня», где один из главных героев вынужден периодически высовываться из люка, опасаясь, что какой-нибудь «до дури бесстрашный гитлеровец притаился рядом с гранатой».

Танкостроение в СССР [Часть 3]

В качестве прочих факторов снижающих боевую ценность Т-34 можно отметить отсутствие резиновых бандажей, которыми манкировали некоторые заводы-изготовители (СТЗ) и направленные вниз выхлопные трубы, в результате чего лязг и шлейф пыли демаскировали танковые колонны на расстоянии в несколько километров.

Стоит также упомянуть о том, что освоение новой техники, особенно дизельных двигателей также стало причиной характерных проблем. Тем не менее, хочу подчеркнуть, что все вышеперечисленные недостатки были не более чем трудностями роста, а общий тренд лучше всех охарактеризовал генерал Гудериан после осмотра трофейной машины пророчески изрёкший, что «если русские доведут танк до большой серии, мы проиграем войну». Всего было выпущено более 61 000 машин.

Танк КВ-1

Должен отметить, что, несмотря на запуск в серию Т-35 параллельно с его производством продолжались инженерные изыскания долженствующие воплотиться в создание более совершенного тяжёлого танка. Во второй половине 30-х, когда стала очевидна роль тяжёлого бронирования, КБ Кировского завода разработало три перспективных варианта: многобашенные Т-100 и СМК, а также однобашенный КВ, полигонные испытания которых начались летом 1939 года.

С началом Финской войны все три прототипа было решено подвергнуть фронтовым испытаниям продемонстрировавшим бессилие вражеской противотанковой артиллерии против их брони, на КВ представленной бронелистами толщиной 60-75 мм.

СМТ
Танк СМТ

Т-100
Танк Т-100

Однако фронтовые испытания помимо достоинств выявили и недостатки новых машин, так помимо проблем обусловленных габаритами и массой тяжёлых танков эффективность орудий Л-11 при работе по фортификационным сооружениям линии Маннергейма оставляла желать лучшего.

Как следствие, «сорокапятки» Т-100 и СМТ были признаны конструктивным излишеством, для «противотанкового» варианта КВ было запланировано оснащение более мощным орудием, а непосредственно для финских дотов был разработан вариант КВ-2 оснащённы 152-миллиметровой «колотушкой».

КВ-1
КВ-1

КВ-2
КВ-2

Как вы наверняка знаете, в серию пошли КВ-1 и КВ-2 – эти машины, устроившие не одну феерическую бойню в первые два года ВОВ, снискали репутацию самых мощных танков её начала. Лишь появление на «роликах» врага более мощных танкобойных орудий стало причиной прекращения их производства – всего было выпущено 3225 и 240 единиц, соответственно.

Танкостроение в канун войны

Итак, в начале ВМВ произошёл качественный прорыв в отечественном танкостроении определивший превосходство советских танков над иностранными аналогами. Однако дефицит времени на освоение новой техники стал одной из причин того, что, несмотря на отдельные успехи, советские машины далеко не всегда могли эффективно противостоять врагу на поле боя.

Танковый завод в Челябинске
Танковый завод в Челябинске

Тем не менее, уже в 1942-м, когда войска приобрели минимально необходимый опыт, а развёрнутые нередко в чистом поле заводы начали во всё возрастающих количествах гнать на фронт новую боевую технику, картина начала меняться. Этому также неслабо поспособствовало и создание более совершенных «коробочек», о которых я расскажу в следующей статье.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.