Т-34 – лучший средний танк второй мировой

Война

Эта легенда отечественного танкопрома не требует представления, ибо она известна в России и в мире не меньше, чем, например, автомат Калашникова, или шапка-ушанка. О Т-34 снискавшем репутацию танка выигравшего ВОВ мы расскажем вам в этой статье.

Разработка Т-34

История этой машины началась в 1937-м с экспериментов по установке новейшего тогда дизеля В-2 на танк БТ, в результате были разработаны два прототипа: чисто гусеничный и с комбинированной ХЧ: в августе проекты были одобрены ГВС, после чего началось их воплощение в металле.

В конце лета 1939-го А-32 и А-20 проходили сравнительные полигонные испытания выявившие идентичность ходовых характеристик машин, однако первый имел довольно значительную фору по массе, что обеспечивало больший резерв модернизации.

Осенью того же года «прибавивший в весе» примерно на семь тонн А-34 успешно прошёл полигонные тесты после чего был запущен в серийное производство под индексом Т-34.

Т-34
Легендарный Т-34

Замечу, что ещё на стадии разработки отношение к танку было весьма неоднозначным, так низкая надёжность отдельных механизмов стала причиной того, что завод-изготовитель (ХТЗ) настаивал на доводке машины перед запуском в серийное производство или, по крайней мере, на сокращении гарантийного пробега.

Наркомат обороны пошёл харьковчанам навстречу в плане снижения требований, но выпуск «тридцатьчетвёрки» было решено начинать немедленно – характер войны в Европе не предвещал ничего хорошего.

Первые серийные экземпляры, изготовленные на ХТЗ, в осеннюю распутицу 1939-го приняли участие в пробеге по городам, которые им вскоре предстояло защищать и освобождать, однако первые результаты вояжа оказались настолько негативными, что военно-политический истеблишмент СССР всерьёз засомневался – стоит ли продолжать доведение до ума новой машины?

Из выявленных конструктивных недостатков особенно отвратные отзывы вызывало орудие Л-11, не отличавшееся особыми танкобойными характеристиками. Поэтому на один из прототипов была установлена более длинноствольная Ф-32, при этом ствол выступал за корпус, что в те времена также считалось конструктивным дефектом, однако времени что-либо менять, уже не было, в начале марта 1940-го предстоял новый пробег – в Москву для показа на Ивановской площади Сталину и членам ЦК.

Танк Т-34
Танк Т-34

Красному монарху танк понравился, он настоял на продолжении испытаний «ласточки»: бронирования – в Подмосковье, ходовые – на том, что осталось от линии Маннергейма. По их итогам было решено улучшить защиту и общую эргономику, однако последнее так и осталось проблемой у всех «коробочек» первых выпусков. Так или иначе, было принято окончательное решение о запуске новой машины в производство.

Компоновка танка

Корпус, прикрывавший верх ХЧ, сваривался из расположенных с рациональным наклоном (от 30° до 60°) бронелистов, что обеспечивало «тридцатьчетвёрке» самую высокую в мире степень защищённости. Ходовую танк унаследовал от прототипа с добавлением пятого опорного катка, ведущей была задняя звёздочка. При этом необычайно широкие гусеницы обеспечивали весьма низкое для столь крупной машины давление на грунт.

Шестигранная башня была невысокой, что с одной стороны снижало заметность танка, с другой – ограничивало вертикальную амплитуду наведения орудия и затрудняло работу обслуживающих его членов экипажа.

Изначально она комплектовалась перископом, однако впоследствии в связи с низкой эффективностью оного стала оснащаться командирской башенкой-люком.

Двигатель находился в задней части корпуса рядом с основным топливным баком, четыре малых были расположены снаружи по бортам «коробочки». Трансмиссия также находилась сзади, поскольку у первых машин она была весьма ненадёжной, нередко можно было увидеть танки, экипажи которых возили запасную на крыше МО.

внутренняя схема танка Т-34
внутренняя схема танка Т-34

Т-34 обслуживали четыре танкиста: наводчик-заряжающий восседал в правой, командир в левой части башни, перед ним находилось кресло мехвода, справа от оного было рабочее место стрелка-радиста.

Взаимодействие между ними осуществлялось посредством крайне ненадёжного ТПУ и разного рода условных сигналов: например, если надо было повернуть влево или вправо командир отпускал сапог на соответствующее плечо мехвода. В общем, с моей стороны не будет преувеличением констатировать, что «тридцатьчетвёрка» как и любая другая новая техника скучать своим экипажам не давала.

Танк имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 5,96 (с орудием)/3/2,41 м.
  • Масса — 26,5 (А-34)
  • Бронирование — наклонное: 40-45мм; горизонтальное: 13-20 мм.
  • Двигатель — 1×500 л. с.
  • Скорость — 55 км/ч.
  • Запас хода — 375 км.
  • Вооружение — 1×Л-11 или Ф-34 – 76 мм; 2×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 4 человека

Всего было изготовлено 35 330 (Т-34-76) экземпляров.

Танкисты и Т-34

Основные модификации Т-34

В качестве таковой, прежде всего, следует назвать Т-34-85, которая имела более мощное 85-миллиметровое орудие и бронирование лобовой проекции, фактически являясь переходным звеном к Т-44, поэтому отечественная военная историография предпочитает рассматривать её отдельно.

Что же касается модификаций Т-34-76 до здесь надо отметить отличия обусловленные изготовлением на разных заводах, разные конструкции башен и, на «коробочках» начала ВОВ – не предусмотренные проектом бензиновые двигатели, 45-миллиметровые орудия и прочие атрибуты характерные для того проблемного периода.

Количество полевых модификаций, как самого танка, так и специализированных, а также инженерных машин на базе оного – попросту неизвестно.

Боевое применение танка

Их дебют состоялся в приграничных боях и, хотя малочисленность, а также плохая освоенность новой «брони» экипажами не позволила реализовать её потенциал, появление этих машин само по себе стало для немцев шоком. С осени 1941-го, когда количество «тридцатьчетвёрок» на фронте резко возросло и до весны 1943-го они были постоянной головной болью вермахта, нанося ему тяжелейшие потери.

Появление нового поколения германских танков стало причиной «отставки» Т-34, которые стали заменяться Т-34-85, однако на Дальнем Востоке немалое количество «коробочек», принявших участие в Маньчжурском походе РККА «дожило» до конца ВМВ.

т-34 танк ссср

Зарубежные операторы

В их числе я должен назвать все страны Оси в период наступления первых месяцев войны захвативших немало танков, а также восточно-европейских и азиатских союзников СССР, которым ближе к 1945-му было передано немало «коробочек».

К сожалению назвать точное количество не представляется возможным как из-за большого числа зарубежных операторов, так и из-за того, что в отчётности того периода нередко значились просто Т-34 без учёта того какой это был тип: -76 или -85.

В качестве интересной детали хочу отметить, что и во втором десятилетии XXI века «тридцатьчетвёрки» состоят на вооружении многих стран третьего мира, продолжая свою службу.

танки Т-34

Оценка Т-34

Оптимальное сочетание огневой мощи, защищённости и скорости определило его репутацию как лучшего среднего танка ВМВ. Вместе с тем нельзя не отметить, что машины первых выпусков имели ряд конструктивных недостатков, снижавших их боевую эффективность.

Тем не менее, подводя итоги надо констатировать, что это был не просто ещё один хороший экземпляр бронетехники, идеи и технические решения, нашедшие воплощение в этой машине, произвели революцию в мировом танкостроении и «тридцатьчетвёрка» воистину оказалась первой ласточкой нового поколения «брони».

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.