Спор «стяжателей» и «нестяжателей»: для чего церкви деньги и нужны ли они ей вообще?

Мир

Сегодня в соцсетях, средствах массовой информации, в прессе с завидной регулярностью появляются статьи, посвящённые материальному положению Русской Православной Церкви. Вопрос о том, для чего церкви деньги и нужны ли они ей вообще неоднократно вставал в Российской истории.

Наследники Сергия Радонежского

Впервые со всей остротой эта проблема в Русской Церкви обозначилась пять веков назад, когда на Соборе 1503 года столкнулись две противоположные позиции последователей святого Сергия Радонежского, удивительным образом сочетавшего в себе активность с созерцательностью.

Сторонники настоятеля заволжской Сорской пустыни Нила (Майкова) тяготели к идеалу раннехристианской общины, где основой была общая собственность и обязательность труда для каждого человека. Их условно именовали «нестяжателями». Другой позиции придерживался лидер «стяжателей» Иосиф Волоцкий, полагавший, что церковь должна представлять собой крепкий в организационном и финансовом отношении организм.

Андрей Шишкин «О прошедших летах...»
Андрей Шишкин «О прошедших летах…»

Нил Сорский

Нил Сорский принадлежал к дворянскому роду Майковых, основателем которого был Андрей Майко, один из видных служилых людей. Будущий святой родился в 1433 году в Москве и в Крещении был наречён Николаем. Он был весьма образованным для своего времени человеком, и занимался переписыванием книг. Приблизительно в середине 1450-х годов Николай принял постриг с именем Нил в знаменитом Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь молодой человек продолжил заниматься книжным ремеслом, а, кроме того, был приобщён к решению хозяйственных вопросов.

Примерно через четверть века вместе с товарищами он совершил продолжительное паломничество на Святую Землю, в Царьград и на Афон, где досконально изучил вопросы организации монашеской жизни. Возвратившись на родину, Нил основал скит неподалёку от Кириллова монастыря, который впоследствии превратилась в Нило-Сорскую пустынь. Он стал последовательным противником не только личной собственности у монашествующих, но и монастырский владений вообще.

Икона «Св. Нил Сорский»
Икона «Св. Нил Сорский»

Иосиф Волоцкий

Иосиф Волоцкий (Иван Санин) родился в дворянской семье в 1439 году. В двадцатилетнем возрасте принял постриг, и восемнадцать лет провел в богатом Боровском монастыре под руководством игумена Пафнутия, чьё место он занял после кончины настоятеля. Через некоторое время основал свой Иосифо-Волоколамский монастырь. Предварительно он под видом трудника побывал во многих обителях, посвятив этому год, а затем лучшее черты воплотил у себя.

В Волоцком монастыре существовал общежительный устав, здесь требовалось строжайшее выполнение обрядовых установлений, отсутствовала всякая личная собственность – даже одежда и пища были обобществлены. Несмотря на суровость порядков, здесь охотно принимали постриг бояре и торговые люди, что способствовало приращению богатств обители, и уже через шесть лет была построена большая каменная Успенская церковь, которую расписал известный иконописец Дионисий.

Икона «Св. Иосиф Волоцкий»
Икона «Св. Иосиф Волоцкий»

Собор 1503 года

В отличие от Нила (Майкова), идеалом которого была небольшая группа молитвенников, объединённых вокруг духовника на основании братской любви, монастырь Иосифа (Санина) представлял собой дисциплинированный отряд духовных воинов, которые борются с грехом под руководством игумена. Сосредоточение материальных богатств в монастыре Иосиф Волоцкий не считал пороком, полагая, что при условии соблюдения личной монашеской аскезы, они способствуют укреплению авторитета церкви.

Открытый спор представителей двух течений произошёл на Соборе 1503 года. И первые, и вторые сходились в осуждении личного стяжательства в церковной среде. Вместе с тем, «нестяжатели» призывали монастыри отказаться от всякого имущества и земель, передать их в государственную казну.

Сторонники «стяжателей» отстаивали право на монастырскую собственность, аргументируя тем, что богатая церковь может выполнять в обществе благотворительные функции, а также, при необходимости, поддерживать государственную власть. В сущности, Иосиф Волоцкий был человеком государственного мышления, который полагал, что всю российскую экономику полезно организовать по церковно-монашескому образцу.

Андрей Шишкин «Перед службой»
Андрей Шишкин «Перед службой»

Итоги спора

Спор между сторонниками Иосифа Волоцкого и Нила Сорского вылился, в сущности, в обсуждение проблемы о том, какой должна быть церковь по отношению к государству. И первый, и второй, выдвигали идеальные модели.

«Нестяжатели» видели её исключительно молитвенной, непричастной никаким земным целям. Они полагали, что только такая церковь может иметь авторитет у всех слоёв общества и вести Россию вперёд, к высоким идеалам.

«Стяжатели» представляли церковную организацию, крепко стоящей на ногах, обладающей значительной собственностью, и потому не зависящей от власти. В такой церкви сочетается молитвенный настрой с несением послушания. В конечном итоге, она может стать станет духовно-образующей силой России.

Кто победил?

Формально на соборе 1503 года была принята модель, предложенная Иосифом Волоцким. Однако рассматривая процесс в историческом развитии можно оценить его несколько иначе. Существует мнение, что проиграли и Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий. Нил умер через пять лет после завершения собора, а основанные им скиты были разрушены. Иосиф пережил его на семь лет, и провел последние годы в немилости у царя Василия III.

По-настоящему победили последователи волоколамского игумена, так называемые иосифляне, которые стали пользоваться монастырскими богатствами не для пользы России и церкви, а в своих целях.

В 1551 году состоялся Стоглавый собор, который походил и без Нила, и без Иосифа, и без Василия III, место которого занял юный Иоанн Грозный. В результате принятых на нём решений владения церкви возросли почти вдвое, и стали составлять почти третью часть от государственных доходов.

Андрей Шишкин «Царь Иван»
Андрей Шишкин «Царь Иван»

Последствия

Почти на сто лет вопрос о церковных владениях был оставлен, и монастыри продолжали прирастать богатствами. Интересна статистика в этом отношении.

«Если < … > на первую половину XVI века было (канонизировано) 22 святых, то во второй половине XVI века уже восемь. В первой половине XVII века 11 святых, во второй половине – 2. В общем, русская святость на самом деле умаляется и умаляется. И причиной этого является именно монастырское богатство. < .. >

После реформы 1764 года все земли монастырей отходят государству, вместо этого монастырям назначается государственное жалование. < … > В целом это пошло на пользу русской Церкви. Ибо у нас появилась Оптина Пустынь, появился Саровский монастырь с Серафимушкой, русская святость и русское старчество стали возрождаться».

Н. Сомин

Андрей Шишкин «На звоннице»
Андрей Шишкин «На звоннице»

Оценки историков

По-разному оценивается спор «стяжателей» и «нестяжателей» в исторической ретроспективе.

Василий Ключевский и Николай Бердяев полагали, что иосифлянские взгляды, которые в искажённом виде усвоил Иоанн Грозный, привели к тому, что он самопровозгласил себя святыней. Это развязало ему руки и способствовало появлению опричнины.

Георгий Флоровский видел в споре столкновение «двух правд» – внутреннего делания и общественного служения.

Вероятно, самую объективную оценку ситуации дал Николай Лисовой, полагавший, что противостояние Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, в сущности, не существовало, а конфликт – это миф, созданный последователями. Он считал, что это – два пути русской святости.

«Либо ты сидишь в уединенной келье и предаешься только молитвенному подвигу. Либо работаешь, хозяйствуешь, преображаешь мир – тоже по Божией заповеди. Если ты хочешь жить в истории, жить в России и стараешься, чтобы православная Россия была Третьим Римом, < … > ты должен работать. Это невозможно без созидания – в том числе материальных благ».

Н. Лисовой

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.