Шлюп «Мирный» — первый парусник достигший Антарктиды

Мир

Вы когда-нибудь хотели отправиться в кругосветное путешествие? Или хотя бы поучаствовать в экспедиции? Я бы с удовольствием оправился в неизведанные края. Сегодня хочу познакомить вас со шлюпом, имеющим толерантное название «Мирный», принимающим в своё время участие в антарктической экспедиции, имеющей место быть около двух веков назад. История его довольно интересна.

Вперёд к мечте

16 июля 1819 смелые наши соотечественники двинулись в путь к Антарктиде, вперёд навстречу неизведанному в сфере географии. Вы наверняка догадались, что это была не первая попытка отыскать Южную Землю. Многие другие искатели приключений решались попытать удачу. Такие имена, как Джеймс Кук и Тобиас Фюрно знает каждый из нас из уроков географии. В 1772-1775 они плавали в районе Антарктиды, нашли Южную Георгию и даже несколько раз были в области Южного полярного круга.

Однако до самой Южной Земли они так и не добрались, считая, что она расположена запредельно далеко. К тому времени мореплаватели имели уважаемую репутацию, потому все доверились их опыту, и полвека даже не предпринимали никаких попыток достичь Антарктиды.

Сорокин Юрий «Восток и Мирный»
Сорокин Юрий «Восток и Мирный»

Вернёмся же к русской экспедиции. Точкой её отправления был Кронштадт. Экипаж насчитывал 72 человека. Среди них были офицеры, занявшие каюты на верхней палубе. Остальные разместились внизу. Собираясь в дальнюю дорогу или путешествие, вы непременно берёте с собой самое необходимое. Так и члены команды запаслись всем, чем только можно для долгого путешествия.

Для этой цели задействовали трюмные отсеки. Чего там только не было: брикетный бульон, капуста квашеная, сало, сухари, масло, различные специи, а так же спирт, чай и другая провизия. Помимо этого там хранилось постельное бельё, одежда, обувь и принадлежности для самого морского судна – паруса, якоря, канаты, снасти и так далее. Вооружившись всем этим, они отправились в путь.

Сложности на пути и открытие века

Корабли устремились к берегам Южной Америки по водам Атлантического океана. Оттуда повернули в южном направлении. Это сейчас у нас с вами есть множество техники, благодаря которой легко ориентироваться в пространстве. А тогда ничего такого не было. Исследователям приходилось идти сквозь штормы и окутавший всё вокруг туман, полагаясь на своё чутьё. Единственно, в чём им пока везло – на дворе был декабрь, а значит стояла самая тёплая погода, какая только могла быть.

Продвигаясь всё глубже на юг, удалось открыть несколько ранее безызвестных островов. Им дали имена в честь офицеров «Мирного» и второго корабля, участвующего в этом мероприятии (Анненкова, например, Завадовского, а так же Лескова и многих других). И вот, наконец, 15 января 1820 открыли Антарктиду.

Войшвилло В. Е. «Шлюпы «Восток» и «Мирный»»
Войшвилло В. Е. «Шлюпы «Восток» и «Мирный»»

Мужество команды, пробивающейся сквозь ледяные оковы, заслуживает уважения. Вы бы смогли терпеть лишения и находиться продолжительное время в холодной неприветливой Антарктике? Они смогли. Даже несмотря на то, что на обратном пути ситуация значительно ухудшилась.

  • Во-первых, в марте их настигла непогода.
  • Во-вторых, запасы были на исходе.
  • В-третьих, у команды уже не было сил, необходим был перерыв.

Командование решило сделать остановку длинной в месяц в Сиднее, после чего исследования продолжились. Они принесли ещё много открытий и 23 июля 1821 шлюп «Мирный» вернулся домой. В целом экспедиции заняла пару лет. За это время она преодолела расстояние в два раза длиннее, чем экватор.

Конструкция и оснащение шлюпа «Мирный»

Корабль, способный выдержать такое долгое и тяжёлое путешествие, должен был быть хорошо оснащён, иначе бы он просто его не пережил. Строить что-то специально для исследований не было ни времени, ни средств. Потому решили взять недостроенное судно «Ладога». Его переименовали в «Мирный» и стали значительно дорабатывать. Ответственным за работы был назначен М.П. Лазарев.

Было решено удлинить кормовую часть за счёт штульцев (отхожих мест команды). На основании передней части установили княвдигед*. По всему корпусу сделали обшивку из дюймовых досок, намертво прибитых медными гвоздями. Так же его хорошенько проконопатили.

*Княвдигед – элемент, который служил опорой для резного украшения корабля.

А вы знали, что если подводную часть покрыть медными листами, то к ней не будут липнуть водоросли? Изменения коснулись и внутреннего убранства. Дополнительно сделали крепления, чтобы корабль мог выдержать удары льдин. Руль, выполненный из сосны, заменили на дубовый. То, что было выполнено из некачественной пеньки (различные снасти) заменили на более прочные. Размеры шлюпа составили 36,6 метра в длину и соответственно 9,15 в ширину.

шлюп Мирный

Подробные описания устройства парусника и этапы его постройки вы можете найти, если интересно, в книге Лучининова «Шлюп «Мирный»». Это незаменимое пособие для начинающих в области моделирования.

Что касается вооружения, то оно так же было на корабле, хоть он и плыл с мирными целями. На нём находился десяток одноствольных карронад, предназначенных для ближнего боя, диаметром 12 см и длиной 7 калибров. При необходимости их надо было заряжать вручную ядрами или картечью. Станки, на которых они стояли, не поворачивались. Зато они могли стрелять на расстояние до 900 метров. Так же на верхней палубе был десяток одноствольных пушек, диаметров 13,6 см и длиной 22 калибра. Они так же заряжались вручную, а стреляли на 2000 метров.

А.Заикин «Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды»
А.Заикин «Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды»

Вот такой замечательный парусник поспособствовал русским открыть Антарктиду и множество других земель. Благодаря ему мы оставили исторический след. В честь «Мирного» получила наименование одна из научных станций, изучающих ресурсы Антарктиды.

Не судите строго, пишите комментарии, возможно вам есть, что дополнить. Буду рад вашей подписке на канал Мир истории

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.