Шапка Мономаха — версии происхождения легендарного головного убора

Мир

Один из символов России – шапка Мономаха. Этот драгоценный головной убор много веков символизировал могущество нашей страны и наследственность власти в ней, он олицетворял военные победы и экономические достижения, вдохновлял правителей на свершения, наводил ужас на врагов державы. Казалось, историки должны знать о шапке Мономаха все без исключения, но не тут-то было! До сих пор у исследователей не сложилось единого мнения относительно того, где, как и когда появился этот головной убор.

Византийская теория

Вообще, в способе крепления драгоценных каменей на шапке Мономаха можно увидеть некоторые греческие (читай, византийские черты). Однако, кроме этого каких-либо сходств с византийскими головными уборами у нашей шапки нет. Кроме того, не нужно забывать, что изначально у нее не было роскошной собольей оборки, а без нее в шапке Мономаха доминируют черты исламского мира, в частности, монголо-татарские. Таким образом, византийская версия происхождения драгоценности, мягкого говоря, не состоятельна.

Добивает эту версию легенда о том, как шапка Мономаха, якобы, попала на Русь. Согласно этому преданию, в 1114 году Владимир Мономах отправился войной на византийского императора Константина Мономаха, своего родного деда. Тот страшно испугался, да и откупился от воинственного внука, передав ему много денег, рабов и драгоценностей, в том числе, этот головной убор. Казалось бы, все гладко, если бы не одно «но». Какой Константин Мономах? Он умер за полвека с лишним до описываемых событий! Иными словами, византийская теория возникновения шапки Мономаха в каком-то смысле может и имеет право на жизнь, но на данный момент она не состоятельна.

Важно понимать, что шапкой Мономаха этот головной убор впервые назвал Иван III в конце XV века, и сделал он это исключительно для подчеркивания и закрепления собственной власти.

«Призвание Михаила Федоровича на царство» (фрагмент) / Русский музей, Санкт-Петербург
«Призвание Михаила Федоровича на царство» (фрагмент) / Русский музей, Санкт-Петербург

Сделали на Руси?

Версия такая есть, вполне себе обоснованная, впервые ее озвучил историк Генрих Бочаров еще в годы Советской власти. Итак, если верить исследователю, то получается, что Иван III был ужасным вруном, так как шапку Мономаха сделал или он сам, или его отец Василий Темный во второй половине XV века. Суть в том, что по этой версии шапка была изготовлена из остатков шлемов Дмитрия Донского и Ивана Ивановича, сыновей Ивана Красного, при этом их шлемы были сделаны из шишака их отца, умершего в 1359 году.

Через некоторое время после кончины Дмитрия Ивановича (1389) драгоценные шлемы оказались в казне Белозерска, там их растащили на части, а уже в 1486 году золотые пластины (все что осталось) перешли к Ивану III. Он-то и приказал сделать из них драгоценный головной убор, с помощью которого создал символ своей власти, а заодно придумал красивую легенду о ее происхождении – ту, в которой Владимир Мономах получил шапку в качестве византийского откупа. Однако, есть большие сложности с датировкой головного убора – исследователи так до сих пор и не смогли точно датировать составные части артефакта, так что вопрос о ее русском происхождении и участии в этом Ивана III остается открытым.

Евгений Демаков «Владимир Мономах»
Евгений Демаков «Владимир Мономах»

Монголо-татары?

У шапки Мономаха определенно есть сходство с головными уборами монголо-татар, если конкретнее, то с женскими тюбетейками, которые носили знатные ордынские дамы, приближенные к ханскому двору. Вопрос – как такое изделие могло попасть на Русь в разгар ига? Дело в том, что наши князья с ордынскими ханами старались отношения не портить – дань платили исправно, проводили совместные военные походы, заключали династические браки. Пример – князь Юрий Данилович женился на Кончаке, сестре хана Узбека.

Согласно этой версии, будущая шапка Мономаха, тогда еще тюбетейка Кончаки, попала на Русь в качестве приданного от хана, и осела в Московском княжестве, чуть позже была немного переделана, в итоге превратилась в ту самую драгоценность, которую мы все хорошо знаем. Одно из подтверждений этой версии заключается в том, что у навершия шапки есть цилиндрическая полость, в которую восточные женщины традиционно вставляли цветастые павлиньи перья для украшения. У шапки Мономаха в этой полости находится основание креста, возвышающегося над головным убором.

Станислав Ростворовский «Посланники от Ермака на красном крыльце перед Иваном Грозным» / Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Станислав Ростворовский «Посланники от Ермака на красном крыльце перед Иваном Грозным» / Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Имеет ли эта версия право на жизнь? Теоретически да, однако, есть несколько противоречий:

  • русский правитель никогда в жизни не превратил бы женский головной убор в символ мужской государственной власти (он в принципе не надел бы женскую одежду на себя, разве что под страхом смерти);
  • монголо-татары отродясь не давали приданного при заключении династического брака с русскими князьями, у них этой традиции в принципе не было;
  • нет ни одного источника, подтверждающего напрямую то, что у Кончаки был похожий головной убор, это строится на предположениях и логических заключениях.

Да, загадка шапки Мономаха пока остается неразгаданной, но это не повод для переживаний – ведутся новые исследования и в ближайшем будущем мир наверняка узнает правду о легендарном головном уборе русских князей!

А что вы думаете? Пишите свои мысли в комментариях.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.