«С непокрытым лицом несли её из дома до склепа…»: жизнь прекрасной Симонетты Веспуччи

Мир

«Ничто не вечно, даже красота», — так может сказать тот, кто никогда не видел портретов Симонетты Веспуччи. Эта женщина одним своим обликом доказала, что есть поистине бессмертные вещи. Волнующий и прекрасный облик очаровательной красавицы и сегодня, через много веков после её смерти вызывает в нас трепет. С работ великого Боттичелли она молча взирает на нас.

Её называли «Флорентийским Ангелом», идеалом эпохи Возрождения, воплощённым совершенством. Её портретам и сегодня поэты посвящают стихи, а ценители живописи благоговейно замирают перед ними. Но это – лишь образы Симонетты, запечатлённые на полотнах. А какой эта женщина была в жизни? И почему финал жизни прекрасной «Венеры» стал трагедией для флорентийцев?

Божественная красота

Симонетта Каттанео (а это её девичья фамилия) родилась в 1453 году неподалёку от Генуи в семье состоятельного торговца. Дом семейства был расположен рядом с побережьем и, как писали поэты, именно в этом месте суровый Нептун громил о скалы свои волны, и именно здесь на свет появилась Венера.

Сравнение с богиней любви появилось ещё задолго до написания Боттичелли «Рождения Венеры». Юная Симонетта действительно была невероятно хороша собой. Именно такой, цветущей и прекрасной, её увидел Марко Веспуччи. Молодой человек приехал в Геную и, поскольку его отец и родитель Симонетты были дружны, пожилой Каттанео предложил юноше пожить в своём доме.

Пьеро ди Козимо «Портрет Симонетты Веспуччи» (фрагмент) / Музей Конде, Франция
Пьеро ди Козимо «Портрет Симонетты Веспуччи» (фрагмент) / Музей Конде, Франция

Любовь и слава

Девушка, прекрасная, словно ранняя заря, и утончённый образованный юноша вскоре стали добрыми друзьями. Прошло немного времени – и они поняли, что не могут жить друг без друга. Любовью с первого взгляда это нельзя было назвать, но чувство, несомненно, было глубоким и сильным. В 16 лет Симонетта вышла замуж за своего возлюбленного Марко и отправилась на его родину, во Флоренцию.

Это была «золотая пора» для флорентийцев. Как раз тогда власть получили Лоренцо Медичи и его брат Джулиано. Правители всячески поощряли творчество, а потому во Флоренцию съезжались лучшие художники, скульпторы, ремесленники Италии. Многие из них, впервые увидев Симонетту, поняли, что она – идеал красоты и нежности. Но больше прочих повезло Сандро Боттичелли. Знаменитый живописец через супруга Симонетты попросил запечатлеть женщину на своей картине. Красавица дала согласие. А вскоре, с лёгкой руки Боттичелли, она стала известна на всю Флоренцию.

Когда же на турнире Джулиано Медичи вышел со знаменем, которое изображало Симонетту в образе Афины (кстати, этот портрет тоже был написан Боттичелли), она и вовсе стала для флорентийцев живой богиней. Выиграв турнир, Джулиано заявил, что объявляет Симонетту королевой красоты. Ничего предосудительного в этом заявлении не было, хотя некоторые историки считают, что у Симонетты был роман с представителем семейства Медичи.

Элеанор Фортескью-Брикдейл «Первый визит Симонетты в мастерскую Боттичелли» / Частная коллекция
Элеанор Фортескью-Брикдейл «Первый визит Симонетты в мастерскую Боттичелли» / Частная коллекция

Такая короткая жизнь

Казалось бы, столь ошеломляющий успех и признание должны были породить полчище завистников, ненавидевших Симонетту. Но всё было совершенно иначе. Как писали современники, в общении она осталась простой и невинной, причём каждый собеседник чувствовал себя объектом привязанности красавицы Веспуччи. В неё были влюблены многие мужчины – талантливые, богатые, знатные, однако сама Симонетта никогда не давала супругу повода для ревности. «Флорентийский Ангел» был прекрасен и чист, а его красота превратилась во вдохновение для многих живописцев того времени.

Но увидеть великолепную картину «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, ставшую самым знаменитым портретом Симонетты Веспуччи, красавице с ангельским лицом было не суждено. В 1476 году она заболела чахоткой. Лоренцо Медичи отправил к ней одного из лучших врачей той поры, Маэстро Стефано, но, увы, предотвратить неизбежное было невозможно. В конце апреля того же года прекрасная Симонетта умерла.

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» / Галерея Уффици, Италия
Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» / Галерея Уффици, Италия

Сообщение о смерти женщины Лоренцо получил в Пизе, где находился по службе. Он вспоминал, что в тот вечер увидел на западе одну особенно яркую звезду, которую прежде не замечал на небосклоне. «Её душа превратилась в неё», — сразу подумал Лоренцо. Он и многие другие флорентийцы присутствовали на похоронах своей «земной богини», и далеко не все могли скрыть боль и скорбь при виде умершей Симонетты. Медичи писал:

«С непокрытым лицом несли её из дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто видел её… Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни её считали непревзойденной…»

А в 1486 году мир увидел «Рождение Венеры» Боттичелли. На нём была запечатлена бессмертная красота Симонетты Веспуччи. Мастер, без памяти влюблённый в красавицу, начал работу над картиной уже после смерти своей любимой модели. Но время не смогло стереть черты Симонетты из памяти Боттичелли. Глядя на великое произведение, флорентийцы признавались, что у них захватывало дух – настолько живой и настоящей здесь казалась Симонетта. Сам же Сандро Боттичелли перед смертью попросил его похоронить рядом с его любимой Музой – лишь здесь его душа обрела вечный покой.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.