От охотничьего домика до роскошного дворца — как Людовик XIV строил Версаль?

Мир

Когда речь заходит о французских монархах, сразу появляется ассоциация с поистине роскошным местом — Версалем. Сегодня этот дворец стал символом богатства и красоты, а ведь когда-то он был обыкновенным охотничьим домиком. История Версаля неразрывно связана с жизнью Людовика XIV.

Именно этот король Франции задумал создание архитектурного совершенства, что олицетворяло бы его власть и могущество. И, надо сказать, замысел монарха удался. В Версале продумана каждая деталь — от лепнины и картин до расположения фонтанов в садах. Но как же создавался этот шедевр? И почему его строили в невероятной спешке?

При Людовике XIII

Несмотря на то, что Версаль практически всегда связывают с именем Людовика XIV, строительство замка началось ещё при его предшественнике и отце, Людовике XIII. В 1623 году по приказу короля был возведен скромный охотничий домик.

Конечно, вы должны понимать, что слова “скромный” и “домик” здесь используются в масштабах определения короля. На самом деле это был типичный замок феодального образца. Территория была приобретена у Жана де Суази. Выбор на это место пал неслучайно. Людовик XIII был заядлым охотником, а здесь и угодья, и близкое расположение городской местности позволяли посвятить время этому хобби.

Охотничий домик Людовика XIII / versailles3d.com
Охотничий домик Людовика XIII / versailles3d.com

Размеры Охотничьего замка составляли 24 на 6 метров. Согласитесь, в сравнении с великолепными дворцами это действительно был “домик”. Располагался он там, где сегодня находится Мраморный двор. Через девять лет было принято решение расширить территорию королевских угодий, после чего к Охотничьему замку добавилось Версальское поместье.

Людовик XIII, вероятно, любил это место, поскольку именно его он решает превратить в одну из своих загородных резиденций. Видимо монарху не нравились миниатюрные размеры этого охотничьего домика. Вместить на ночь всю королевскую семью он не мог, а единственная спальня предназначалась лишь для короля.

Монарх хотел бывать в Версале вместе с семьёй и приближёнными, а потому замок начали активно достраивать. Вскоре он заметно преобразился. Что примечательно, восточное крыло и сегодня является ярким примером архитектурного классицизма — стиля, который так нравился Людовику XIII.

Филипп де Шампань «Портрет Людовика XIII»
Филипп де Шампань «Портрет Людовика XIII»

Замысел Короля-Солнце

Юный Людовик XIV впервые оказался в замке в 1641 году, когда в Париже вспыхнула эпидемия оспы, а членов королевской семьи было решено отправить в Версаль. Наверное именно тогда будущий Король-Солнце обратил внимание на чудесные места и архитектурные возможности, которые мог раскрыть Версаль. Впрочем, реализовать замыслы (даже если те и возникли) молодой король смог лишь в 1661 году.

Идея короля предполагала, что Версаль будет исполнять практичную функцию. В ту пору в Париже постоянно вспыхивали антиправительственные восстания. Находиться в столице членам королевской семьи было попросту опасно. А потому Людовик XIV решает перенести свою главную резиденцию из Лувра в Версаль.

Конечно, последний к тому моменту значительно разросся, однако по-прежнему не мог составить конкуренцию роскошным королевским обителям. Для перестройки Версаля Людовик пригласил лучших архитекторов и мастеров садово-паркового искусства. Некоторые из них уже имели опыт создания поистине роскошных резиденций.

Адам Франс ван дер Мейлен «Прибытие Людовика XIV в сопровождении его гвардейцев в старый Версальский дворец в 1669 году»
Адам Франс ван дер Мейлен «Прибытие Людовика XIV в сопровождении его гвардейцев в старый Версальский дворец в 1669 году»

Амбиции и воплощение идеи

Хочу заметить, что до появления Версаля самым богатым и величественным замком во Франции считался не Лувр, а Во-ле-виконт, принадлежавший министру финансов Фуке. Его владелец не стеснялся окружать себя невероятно красивыми и дорогими вещами, а потому построил собственный грандиозный “дом”.

Существует мнение, что Людовик XIV завидовал Фуке, из-за чего решил отобрать у Во-ле-Виконта звание самого роскошного дворца своей страны. Как? Конечно, построить собственную резиденцию, что затмила бы все прежние архитектурные достояния Франции.  Впрочем, и сам Фуке не был безгрешен, поскольку большая часть средств на строительство его дворца была взята из государственных средств.

Жан-Леон Жером «Прием Конде в Версале»
Жан-Леон Жером «Прием Конде в Версале»

Строительство Версальского дворца требовало огромных затрат, но Людовик XIV мог себе это позволить. Если пересчитать на современные деньги, то Версаль обошёлся амбициозному королю в сумму, превышающую 300 миллиардов долларов.

Сложность представляла собой почва данной местности. Чтобы осушить болота и превратить их в цветущие парки и сады, на строительство гнали всех местных крестьян.

Портрет Людовика XIV, короля Франции и Наварры
Портрет Людовика XIV, короля Франции и Наварры

Особенности Версаля

Людовик хотел как можно скорее получить свой дворец (на то были и политические, и личные причины). Вот только спешка сказывалась на качестве работы. Известно, что по построенному Версалю часто гуляли сквозняки, а камины порой вовсе не желали разжигаться. Но, как мне кажется, для Короля-Солнце эти аспекты имели второстепенное значение. Главное — сам дворец преобразился немыслимым образом.

Кстати, в 1717 году Версаль посетил Пётр Первый. Он был настолько потрясён увиденным, блистательной роскошью и красотой, что по возвращению в Россию начал вплотную заниматься совершенствованием Петергофа.

Луи Эрнан «Встреча Петра I и Людовика XV в Версале»
Луи Эрнан «Встреча Петра I и Людовика XV в Версале»

У Версаля была одна интересная особенность. Его парк предназначался не только для членов королевской семьи, но и для всех желающих прогуляться и полюбоваться красотой. Правда, для этого требовалась хорошая одежда. Если же у посетителя Версаля её не было, он мог взять наряд в аренду на входе в парк. Благодаря такому дресс-коду каждый, кто гулял по садам, выглядел элегантно и опрятно.

Людовик XIV стремился, чтобы Версальский дворец отражал безграничность его власти и богатство Франции. Материалы для строительства доставляли со всей страны, а сам Версаль до сих пор поражает великолепием.

Пьер-Дени Мартин «Людовик XIV в спальне короля в Версальском дворце»
Пьер-Дени Мартин «Людовик XIV в спальне короля в Версальском дворце»

Этот дворец неспроста называют “живым”. Он преображался и менялся при последующих монархах, продолжал развиваться и расти. Однако именно по инициативе Короля-Солнце охотничий замок превратился в одно из самых величественных творений человека.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.