Опричнина — всё ли вы о ней знаете?

Мир

Слово «опричнина» даже у современного человека вызывает в душе тревожное чувство… Генетическое? Возможно – период с 1565 по 1572 гг. заслуженно называют одной из самых кровавых страниц отечественной истории. Суть в том, что Иоанн Грозный (1547-1584) явственно почувствовал, что Россия находится на грани полного развала – с одной стороны бояре козни строят, с другой шведы с поляками подбираются, чуть ли не по кускам страну раздирают. Подумал самодержец, и решил создать собственное верное войско, которое и предателя покарает, и злые вражеские замыслы загубит на корню. Так и появилось войско опричное – кровавое и, как показала практика, не особо эффективное в реальных боевых условиях.

  • Опричнина была основана на религии. Даже черный цвет одеяний опричников указывал на некую незримую связь с монашеством. Только в отличие от настоящих священнослужителей эти ребята обладали почти неограниченными полномочиями, и отправляли на тот свет всех неугодных, оправдывая свои действия «защитой царя и Родины». Более того, все они были обязаны ежедневно тратить на богослужения порядка 8-9 часов. Стоит ли говорить, что твердо следовал этому принципу только сам государь и наиболее близкие к нему опричники вроде Басманова и Скуратова.
 Сергей Ефошкин «Государев человек. Опричник. XVI век»

Сергей Ефошкин «Государев человек. Опричник. XVI век»
  • Слово «опричнина» в то время обозначало земельный надел, полученный вдовой после смерти мужа. При этом у него было еще одно значение – нечто отдельное, обособленное. Сам Грозный иногда ассоциировал себя с этой самой вдовой, которую все кинули и предали, и все, что у нее осталось – тот самый опричный надел. Логика в том, что всех без исключения бояр он подозревал в изменах, видных военачальников подозревал в предательстве по умолчанию, а опричнина была для него этакой отдушиной – чем-то единственно верным на этом свете.
  • Несмотря на то, что царь напрямую объявил, что «против простого народа ничего не имеет, а гнев его направлен против бояр», опричники не лишали себя возможности ограбить какого-нибудь крестьянина или полунищего городского обывателя. Это для Ивана Грозного опричнина была средством искоренения измен да предательства, а большая часть его «черного» войска рассматривала сложившееся положение вещей, как официально данную вседозволенность, а порядочностью они не отличались, к сожалению…
  • Так как опричнина была направлена против бояр, то есть самой знатной части населения страны того времени, то опричников старались «вербовать» из представителей низших сословий. Логика простая – бояре не только царю насолили, они и крестьян с городскими низами частенько обижали, лишая источника дохода и элементарного куска хлеба. Стоит ли говорить, что дорвавшиеся до власти простолюдины творили невесть что, иногда показывая невиданную даже по меркам эпохи Ивана Грозного жестокость.
Пётр Павлов «Иван Грозный с опричниками»
Пётр Павлов «Иван Грозный с опричниками»
  • Жестокость и кровожадность Иоанна Васильевича сильно преувеличена. Миф этот родился как раз из-за опричников – да, зла они сделали очень много, но царь об этих бесчинствах зачастую даже в курсе не был. Скажем так, он был человеком своего времени, и на тот свет отправил народа меньше, чем большинство европейских правителей, живших с ним в одно время. Для сравнения – Екатерина Медичи, современница Грозного, за одну только Варфоломеевскую ночь угробила народа больше, чем русский государь за все свое правление.
  • Одна из самых кровавых опричных страниц – поход на Новгород в 1569-1570 гг. Иные обыватели на основе этого события называют Грозного чуть ли не сумасшедшим – пошел на свой же город войной, и вырезал добрую половину населения. Но не все так просто. Земли эти издавна обладали чем-то вроде автономии, жители их отличались склонностью к сепаратизму. А тут Ливонская война в разгаре, риск того, что Новгород переметнется к Сигизмунду (польскому королю) слишком велик, и опасения эти были ненапрасными. Другое дело, что опричники угробили до 15 тысяч человек, но, извините, это война.
  • Самая известная жертва опричнины – митрополит Филипп. Обвинил он царя в кровопролитии и бесчинствах, царивших в стране в то время, в результате чего отправился в заточение в тверской Отроч Успенский монастырь. Чуть позже он отказался благословить прибывшего к нему в темницу Ивана Грозного, после чего был убит, предположительно задушен лично Малютой Скуратовым, хотя прямых подтверждений этого нет.
Николай Неврев «Митрополит Филипп и Малюта Скуратов»
Николай Неврев «Митрополит Филипп и Малюта Скуратов»
  • Опричнина стала одним из главных разочарований в жизни для Ивана Грозного. Верил он своим «псам государевым» всецело, прощал им любые выходки и любые бесчинства. Но в 1571-72 гг. дела на фронтах Ливонской войны пошли совсем плохо, враг начал наступать, возник риск потери большого количества земель. Царь кинул клич по войску опричному, ожидая, что все, как один, явятся на поле брани. В итоге хватило собравшихся на неполный полк при общей численности бойцов порядка 6 тысяч человек. Этот фактор, как считают некоторые исследователи, стал одним из ключевых в решении о роспуске опричнины.

Много бед принесла опричнина, но не будем забывать, что боярская измена была не паранойей Ивана Грозного, а суровой реальностью, и светило это не просто поражением в Ливонской войне, а потерей большей части территории страны. Как считаете, было ли создание опричнины оправданным шагом царя?

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.