«Мария Целеста» — куда исчез экипаж корабля?

Мир

В одном из журналов я прочел про необитаемый парусник, бродивший по воле ветра в океане. Мне захотелось поглубже вникнуть в суть этого невероятного факта, чтобы попытаться найти ответы на очевидные, казалось бы, вопросы. Куда подевались моряки с полностью исправного корабля? Что вынудило их спустить единственную шлюпку и смогли ли они ею воспользоваться?

Рисунок корабля «Амазонка» (Amazon), позже переименованного в «Мария Селеста» (Mary Celeste). Автор и год неизвестны.
Рисунок корабля «Амазонка» (Amazon), позже переименованного в «Мария Селеста» (Mary Celeste). Автор и год неизвестны.

На самом деле вопросов гораздо больше, и они, вот уже более века, не дают покоя знатокам мореплавания. Неразрешимая задача сводила с ума общественное мнение и привела к тому, что небольшой парусник прочно занял одно из видных мест среди других легендарных представителей парусного флота. Ну что ж, давайте вместе попробуем во всем разобраться, для чего вернемся к самому началу, когда из пены морской было явлено чудо. А дело было так.

Странная встреча

Пересекая Атлантику с запада на восток, бриг с красивым названием «Дея Грация» направлялся в Геную. 4 декабря 1872 года, стоя на мостике, капитан Морхауз с удивлением наблюдал за тем, как неизвестный парусник, переваливаясь с одного борта на другой, зигзагом движется навстречу, зарываясь носом в воду на каждой волне. Когда дистанция между судами сократилась, капитан узнал «Марию Целесту», хорошо известную ему.

Эта бригантина с изящными обводами, 30 м длиной и 7,6 м шириной, была спущена на воду в 1862 году в Канаде. Водоизмещение ее составляло 282 т при осадке 3,5 м.

А знаете ли вы, что так называть новый тип парусников стали соединением двух слов: бриг и шхуна?
И это не случайно, поскольку бригантина, как и бриг, двухмачтовая и имеет комбинированную парусную оснастку, свойственную как шхунам, так и бригам. Но что же из этого следует, спросите вы? Дело в том, что подобное совмещение значительно улучшает управляемость, маневренность и ходовые качества корабля. Со временем быстроходные, легко управляемые бригантины почти полностью заменили неповоротливые бриги.

Вот такую красавицу, но в довольно растрепанном виде, повстречал Морхауз в океане. Капитан «Целесты» — Бриггс — был его давним приятелем и считался опытным моряком. Тем более странным выглядело то, что на палубе и у штурвала не было видно матросов. На призывные крики в рупор никто не отвечал. «Дея Грация» легла в дрейф и спустила на воду шлюпку для обследования судна.

рисунок

Взобравшись на борт бригантины, поисковый отряд приступил к осмотру. На палубе и в каютах кормовой надстройки людей не обнаружили. Все было на местах, за исключением судовых документов, навигационных приборов и компаса. Следов борьбы и разрушений не наблюдалось, но единственная кормовая шлюпка отсутствовала. Казалось, что команда совсем недавно в спешке покинула бригантину. Трюмные крышки лежали на палубе. В трюмах была обнаружена одна тысяча семьсот бочек чистого спирта.

Только представьте, с каким гнетущим чувством, моряки вернулись на «Дею»! Что бы вы сделали на месте капитана брига? Получив доклад о результатах осмотра, он принял решение транспортировать брошенное судно в ближайший порт, и через три дня оба парусника без происшествий прибыли в Гибралтар.

Тайна остается неразгаданной?

Началось адмиралтейское расследование, к которому были привлечены даже сыщики Скотланд-Ярда. Следствие то прекращалось, то возобновлялось вновь, но в марте 1873 года его окончательно закрыли. Капитану Морхаузу было выплачено 1700 фунтов стерлингов вознаграждения. Судно возвращено владельцу.

Однако сама история на этом не закончилась. То тут, то там появлялись признания « чудом уцелевших членов экипажа», которые тотчас подхватывались прессой. В течение многих лет тема «Марии Целесты» не сходила с первых страниц газет по обе стороны Атлантики, ей посвящали свои книги писатели. Вот только некоторые из версий, фигурировавших в этих публикациях:

  • Сговор капитанов Бриггса и Морхауза для получения вознаграждения.
  • Захват судна пиратами.
  • Мятеж упившейся спиртом команды.
  • Эпидемия чумы, поразившая экипаж.
  • Нападение на бригантину гигантского чудовища, сожравшего всех на борту.
  • Душевная болезнь капитана Бриггса, зарубившего матросов саблей и покончившего с собой.

Все эти небылицы, увы, не могут помочь нам в разгадке невероятной тайны, поскольку «факты», изложенные в них, уже давно опровергнуты. Но какая версия тогда может претендовать на роль самой значимой?

Benjamin Briggs,Капитан Mary Celeste
Benjamin Briggs,Капитан Mary Celeste

Гипотеза Кобба

Я предлагаю на ваш суд считающуюся наиболее правдоподобной гипотезу, названную по фамилии племянника капитана Бриггса, который сумел получить доступ к материалам следствия и документам из личного архива Морхауза. Вкратце она сводится к следующему.

Причиной трагедии могли послужить взорвавшиеся спиртовые пары в грузовых трюмах «Целесты». Вообразив почему-то, что кораблю угрожает следующий, более мощный, взрыв, капитан Бриггс принял решение срочно грузиться в шлюпку. Удерживаясь на буксирном канате, он надеялся выждать время на некотором удалении от судна.

Но ничего не происходило, да и не могло случиться, поскольку крышки грузовых отсеков уже были сорваны взрывной волной, и спиртовые пары естественным образом испарились в атмосферу. Тут ветер изменил направление и привел в движение корабль, лежащий в дрейфе. Он стал набирать ход, буксир оборвался, а переполненную шлюпку опрокинули океанские волны.

Покинутая экипажем «Мария Целеста»
Покинутая экипажем «Мария Целеста»

Не знаю, есть ли вообще однозначные ответы в этой печальной истории, единственным свидетелем которой был только океан. Судить вам. Одно можно сказать определенно – ставить точку в конце рассказа было бы неправильно, поэтому ограничимся лишь многоточием…

Ну а вы как считаете, куда могла подеваться команда корабля? Ах да и еще, не забудьте подписаться на канал и Мир истории, Благодарю.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.