Линкор «Шарнхорст» — заноза в лапе британского льва

Война

В прошлых статьях я рассказал Вам о суперлинкорах Третьего Рейха, однако помимо «Бисмарка» и «Тирпица» страх на Гранд Флит нагоняла и практически неразлучная парочка «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Об успехах и драматической гибели первого из них Вам расскажет эта статья.

Создание Линкора

Как известно, втоптанная Версальским миром в грязь Германия не могла строить тяжёлые боевые корабли, однако, сей запрет был слегка нарушен уже закладкой «карманных линкоров», которые, впрочем, также не могли считаться серьёзной морской силой. Поэтому была начата доработка этого проекта, предполагавшая увеличение водоизмещения до 19 000 тонн и установку третьей башни ГК.

Поскольку пришедший к власти Гитлер не хотел лишний раз нервировать англосаксов таким нарушением статей Версаля, то повелел в 1935 году «запилить» линкоры… под 40 000 тонн полным водоизмещением, которые несли бы 3 трёхорудийные башни с 11-дюймовыми стволами. Рассматривался вариант и с установкой более мощных орудий.

Шарнхорст в гавани
«Шарнхорст» в гавани

3 октября 1936 «Шарнхорст» был спущен на воду, а 7 января 1939 официально вступил в строй. Поскольку международная обстановка в Европе в этот период всё более накалялась, корабль вместо обычных «расшаркиваний» в иностранных портах, интенсивно готовился к предстоящим боям. Были выполнены и некоторые доработки, в частности он, как и его систершип «Гнейзенау» получил клиперский нос, кроме того была несколько смещена к корме грот-мачта.

Тем не менее, начало ВМВ застало линкор к ней не готовым – он откровенно «просачковал» Польскую кампанию и лишь необходимость «укусить» британцев в их водах выпихнула «Шарнхорст» в кампании всё того же «Гнейзенау» в его первый боевой поход в Северную Атлантику.

Станица описания «Шарнхорст »

«Шарнхорст» на службе

23 ноября 1939 рейдеры вышли на британский патруль между Фарерами и Исландией – в их прицелы попал вспомогательный крейсер «Равалпинди». Вооружённый лайнер под командованием шестидесятилетнего капитана. Кеннеди оказал ожесточённое сопротивление, его комендоры даже добились попадания в «Шархнорст», которое, тем не менее, не причинило кораблю серьёзных повреждений, но вскоре всё было кончено – по словам выживших «Равалпинди» «горел как лист бумаги».

Тут на поле боя появился другой патрульный крейсер, «Ньюкасл», однако немцы сочли свою задачу выполненной и, избегая перехвата британскими линкорами, начали отход. 27 ноября они вернулись на базу.

Фотография World Of Warship. «Шарнхорт» ведет огонь.

Следующей акцией «соплавателей» стало участие в операции «Везенберг» долженствующей обеспечить захват вермахтом Норвегии. При этом 09.04.1940 они «сцепились» с линейным крейсером «Ринаун», который «поймал» две болванки с «Шарнхорста», однако занятый «Гнейзенау» нанести ему ответных повреждений не успел.

С германским линкором впоследствии рассчиталась сама Атлантика – из-за лёгкого затопления была повреждена передняя башня ГК и правая турбина. Тем не менее, немцы сумели удрать от старого дредноута. Только не подумайте, что трусливо – расчётливо, шансов против 15-дюймовок британца было немного.

Случай рассчитаться с «лайми» представился пару месяцев спустя, когда в ходе проведения операции «Джуно» на немцев напоролся авианосец «Глориес». Эсминцы эскорта действовали исключительно профессионально, «Акаста» вогнал в «Шарнхорст» торпеду, в результате чего погибли полсотни членов его экипажа, были выведены из строя левая и средняя машины, имело место серьёзное затопление.

Однако подавляющее превосходство немцев в огневой мощи стало причиной гибели ударной группы. Стоит отметить, что это было единственное в истории дерби авианосца и линкора, выигранное последним.

Вторую половину 1940 года корабль ремонтировался в Киле, в декабре вместе с неразлучным «Гнейзенау» была предпринята попытка вырваться на британские коммуникации, но серьёзная поломка на последнем заставила рейдеры вернуться на базу. Однако в январе следующего года прорыв удался и до марта «Шарнхорст» отправил на дно 8 транспортов общим водоизмещением около 50 000 тонн. Затем корабль был отправлен в Брест, где его в июле и накрыли бомбами «Галифаксы» — из-за полученных повреждений он застрял здесь до конца года.

Handley Page «Halifax»(Галифакс) — тяжёлый британский четырёхмоторный бомбардировщик .В 1941 году Галифаксы 35-й эскадрильи совершили свой первый боевой вылет.

Галифакс Mk.III.
Галифакс Mk.III.

В феврале следующего, когда началось перебазирование всех надводных сил для противодействия северным конвоям рейдеры на голом нахальстве прорвались под носом англичан через Ла-Манш.

Однако при этом «Шарнхорст» получил новые повреждения и уже в порту назначения потерял своего напарника, который в результате авиаатаки выбыл из строя до конца войны. Ремонт задержал переброску корабля на север до марта, его участие в боевых действиях в середине 1942 года ограничилось совместным с «Тирпицем» арт-ударом по Шпицбергену.

Финальным для «Шарнхорста» стал Новогодний бой при Нордкапе, когда адмирал Бэй вывел его на перехват одного из конвоев. Катастрофу обусловило то, что англичане, дешифровавшие радиограммы немцев хорошо подготовились к встрече.

Утром 26 декабря рейдер засекли радары дозорных крейсеров, которые, вступив с ним в огневой контакт, не позволили ему пробиться к цели и при этом заманили в такое положение, что курс отхода наводил его на прикрывавший конвой линкор «Дюк оф Йорк». Ситуацию усугубила потеря антенны передней РЛС – не «видя» противника №1, он, возвращаясь на базу, шёл прямо в ловушку.

John Alan Hamilton «Гибель Шарнхорста»
John Alan Hamilton «Гибель Шарнхорста»

Около 17 часов «утюг» его Величества «поприветствовал» подсвеченный «люстрами» «Шарнхорст» залпом своих 14-дюймовых орудий. Немцы, огрызаясь из всех стволов, стали наращивать дистанцию. Вскоре носовые башни были выбиты, но фатальной стала «болванка» примерно в 18:00 повредившая турбины – скорость сократилась до 10 узлов, однако вскоре машинисты смогли обеспечить 22.

«Шарнхорст» всегда впереди!» — проорал кто-то по громкой связи девиз корабля. Однако этого было недостаточно для того, чтобы уйти от эсминцев, тем более что среднекалиберная артиллерия по большей части также уже вышла из строя.

Было зафиксировано порядка десятка торпедных попаданий, после чего началась мучительная агония линкора. Адмирал Бэй приказал покинуть корабль, сам он решил остаться с ним. Примерно в 19:45 рейдер с работающими машинами скрылся в водах Норвежского моря, сам себе, отсалютовав серией подводных взрывов. Несмотря на то, что британцы немедленно начали спасательные работы, из ледяной воды вытащили живыми лишь 36 членов экипажа доблестно погибшего «Шарнхорста».

контродмирал

Итоги Линкора «Шарнхорст»

Подводя итоги для тех читателей, которые не искушены в морской «броне», должен отметить, что главной причиной некоторой неэффективности и гибели этого корабля стала слабая артиллерия ГК не позволявшая рассчитывать на успех в артиллерийской дуэли с линкорами англичан.

К сожалению орудия установленные на этом линкоре не могли нанести современным английским линкорам никакого вреда. Вес снаряда 300-330 кг, против 1060-1200 кг у 406 мм орудий, при сравнимой скорости полета — кинетика выше в разы.

Как рейдер, развивавший 31 узел и имевший достаточно мощное бронирование, «Шарнхорст» был вполне удачным вариантом, но это не могло компенсировать первого недостатка. Тем не менее, выучка команды позволяла ему достаточно длительное время служить хорошей занозой в лапе британского льва, и лишь неблагоприятное стечение обстоятельств прервало боевой путь этого линкора.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.