«Тирпиц» — непобедимый немецкий линкор

Война

В прошлой статье я рассказал о гибели линкора «Бисмарк», которая стала впечатляющим успехом Гранд Флита, значительно ослабившем Кригсмарине. Однако у «просвещённых мореплавателей» англичан с давних времён имеется поговорка о том, что «сила флота в его наличии» и даже ничтожно малое количество имеющихся у врага кораблей способно серьёзно влиять на стратегический расклад сил.

Это лишний раз подтвердила история систершипа «Бисмарка», линкора «Тирпиц», который в течение трёх лет оставался «пугалом» для северных конвоев – но почему? Вам поведает об этом моя статья.

Тирпиц а норвежском Альтен-фьорде
«Тирпиц» а норвежском Альтен-фьорде

Создание линкора «Тирпиц»

Как известно, «Тирпиц» был заложен практически одновременно с «Бисмарком» 2 ноября 1936 года, спущен на воду 1 апреля 1939 и полностью введён в строй в феврале 1941 года. Теоретически предполагалось использовать эти корабли как противовес линкорам Гранд Флита, но командование Кригсмарине в лице адмирала Редера отвело им участь рейдеров, что при условии исключения такого фактора, как удар с воздуха, вполне позволяли их ТТХ.

Однако 27 мая 1941 «Бисмарк» был отправлен на дно соединёнными силами Гранд Флита и РАФ – это заставило пересмотреть взгляды на боевое применение его собрата, которому отныне предстояло появляться на поле боя только в сопровождении подобающей свиты из крейсеров и эсминцев, а также с «зонтиком» из истребителей. Тем более что взаимодействие «Тирпица» с такого рода эскортом существенно повышало как его боевые возможности, так и любой ударной группы, «гвоздём» которой он становился.

Линкор Тирпиц вид на кормовые башни главного калибра
Линкор «Тирпиц» вид на кормовые башни главного калибра

Служба линкора началась в сентябре 1941 года, когда предполагаемое скорое падение Ленинграда, должно было поставить перед советским Балтийским ВМФ дилемму: или топиться в базах, ввиду неизбежного их захвата противником, или попытаться прорваться в нейтральную Швецию. Для этого германское командование и предполагало организовать перехват его кораблей эскадрой, в состав которой был включён и «Тирпиц».

Поскольку этого не произошло было принято решение использовать линкор для усиления обороны Норвегии, ибо немцы опасались атаки англичан в этом регионе. 14 января 1942 года  он прибыл в Фэттен-фьорд, где и стал объектом повышенного внимания британцев – уже в январе корабль подвергся первому авианалёту не принёсшему никаких результатов.

Мне придётся удивить читателя тем фактом, что на протяжении всей своей службы в Арктике «Тирпиц» почти не участвовал в боевых действиях.

Тирплиц в 1943
«Тирплиц» в 1943

Так, с его привлечением было выполнено всего несколько операций, первой из них стала «Спортивный парад», когда он в сопровождении эскорта 5 марта 1942 вышел на перехват очередного конвоя. Однако рандеву с ним не состоялось, жертвой одного из эсминцев стал лишь отставший транспорт «Ижора», который будучи нагружен лесом, имел избыточную плавучесть, в результате чего и продержался под огнём полтора часа, успев оповестить всю северную Атлантику о выходе в море кораблей противника. Это стало причиной прекращения рейда и атаки немцев британскими торпедоносцами, впрочем, не добившимися никаких результатов.

Другая операция, «Ход конём», состоявшаяся 5 июля 1942, была обусловлена необходимостью атаки конвоя PQ-17. Однако то ли в связи с тем, что тот рассредоточился по приказу британского адмиралтейства, то ли из-за повреждений, полученных флагманом германской эскадры в результате атаки советской лодки К-21 вечером того же дня было принято решение о прекращении операции.

Тем не менее, линкор сыграл определённую роль в разгроме конвоя, ибо тот, разделившись, хотя и избежал атаки надводных сил, оказался полностью беззащитен перед атаками бомбардировщиков и подлодок, которые потопили 23 транспорта из 36.

Третий боевой выход состоялся 6 сентября 1943, когда «Тирпиц» в ходе проведения операции «Цитронелла» обстрелял норвежский шахтёрский посёлок Баренцбург, строящиеся береговые батареи его прикрытия и советские наблюдательные посты на Шпицбергене. Продолжавшийся в течение часа обстрел, сопровождавшийся высадкой десанта, стал первым случаем использования линкором артиллерии ГК в войне и, как оказалось – последним. Думаю, вы понимаете, что это стало пресловутой «стрельбой из пушек (и каких!) по воробьям».

Советская крейсерная дизель-электрическая подводная лодка к-21
Советская крейсерная дизель-электрическая подводная лодка «К-21»

Однако не стоит думать, что служба в Арктике была для «Тирпица» и его «откосившим» от окопов Восточного фронта экипажа сплошным праздником с редкими стрельбами. С момента перехода корабля в Норвегию он стал главным объектом атак РАФ, но поскольку бомбы фронтовой авиации не могли причинить ему серьёзного ущерба, англичане предприняли ряд попыток нейтрализовать угрозу другими средствами.

В сентябре 1943 года была выполнена атака сверхмалыми лодками типа X, установившими на корпусе линкора две магнитные мины. Взрывы нанесли столь серьёзные повреждения, что их устранение заняло полгода.

РАФ (RAF) — королевские военно-воздушные силы Великобритании. Основаны 1 апреля 1918 года.

3 апреля 1944 была выполнена очередная попытка уничтожить «Тирпиц» с помощью палубной авиации, для чего были задействованы новые бомбардировщики «Барракуда», вооружённые 726-килограммовыми бронебойными бомбами, на которые возлагались большие надежды. Несмотря на упорство англичан, результаты атаки не принесли желаемых результатов – жизненно важные органы корабля не были повреждены.

Первый британский цельнометаллический бамбардировщик «Баракуда» первый палет состоялся 18 мая 1942 года
Первый британский цельнометаллический бамбардировщик «Баракуда», первый полет состоялся 18 мая 1942 года

Все последующие нападения с участием палубной авиации не причинили ему ни одного повреждения, однако стоит отметить налёт 24 августа 1944, когда в ходе проведения операции «Гудвуд» одна из бомб вскрыла-таки бронированную палубу в районе мостика, что было чревато весьма серьёзными последствиями, однако её взрыватель отказал.

Тогда было решено задействовать стратегическую авиацию – 15 сентября 1944 авиакрыло «Ланкастеров», вооружённое сверхтяжёлыми бомбами «Толбой» взлетев с территории СССР, накрыла цель, всадив в неё одну боеголовку, нанёсшую «Тирпицу» неустранимые повреждения, полностью нивелировавшие его значение как линейной единицы.

Было принято решение перегнать корабль «на сохранение» в район Тромсё, здесь 12 ноября его и добили окончательно – ещё два попадания «Толбоев» нанесли линкору повреждения ставшие для него фатальными. В результате взрыва башни ГК «Цезарь» примерно в 10:00 корабль перевернулся и затонул. Всего погибло 950 членов экипажа, выжили 680.

«Тирпиц» вверх килем (1944)
«Тирпиц» вверх килем (1944)

Памятник погибшим членам экипажа «Тирпица» недалеко от Тромсё
Памятник погибшим членам экипажа «Тирпица» недалеко от Тромсё

Итоги линкора «Тирпиц»

Оценивая роль «Тирпица» во ВМВ приходится сделать вывод о том, что хотя его непосредственное участие в боевых действиях было весьма скромным, можно констатировать, что он, на правах дамоклова меча, на протяжении трёх лет державшего в напряжении и Гранд Флит и Северный ВМФ СССР, оказал огромное влияние на ход боевых действий.

Так, помимо причинённых с его прямым или косвенным участием потерь, надо иметь в виду, что благодаря простому фактору его присутствия, к арктическому региону были прикованы огромные силы, которых критически не хватало на многих других ТВД. Помимо этого, для уничтожения живучего линкора пришлось идти на разного рода ухищрения, вроде рейда «миджетов» и применения стратегических бомберов, которые поставили точку в драматической охоте.

Её, обусловленная вышеперечисленными факторами и страхом англичан перед «непотопляемым» систершипом «Бисмарка», необходимость и подчёркивает клише о том, что нередко сила флота может заключаться в самом его наличии.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.