Линкор Бисмарк и его поход в Вальхаллу

Война

О нём слышали многие. Названный именем «железного канцлера», он олицетворял морскую мощь Кригсмарине*. Совокупность его технических характеристик наводила страх на горестные думы просвещённых мореплавателей из Гранд Флита. Тем не менее, первый же его поход оказался для него и последним. Но что же стало причиной гибели «Бисмарка»? Вам расскажет об этом моя статья.

Кригсмарине — германский военно-морской флот в Третьем Рейхе.

Линкор «Бисмарк», 1940 год
Линкор «Бисмарк», 1940 год

Рождение «Бисмарка»

Как известно, Версальский мир оставил поверженную Германию без настоящей армии, тяжёлой артиллерии, «крыльев» и «брони». В том числе и на море – длительное время её морские силы были представлены парой броненосцев, несколькими лёгкими крейсерами и десятками меньших кораблей. Восстановление линейных сил началось, разумеется, при Гитлере, когда были построены три «карманных линкора», затем вступил в действие план «Z», предполагавший введение в строй к 1948 году восьми «настоящих» линейных единиц, первым из этой серии и стал «Бисмарк».

Он был «зачат» в 1936 году в Гамбурге, три года спустя «крещён» и спущен на воду, в течение двух лет продолжались достройка и разного рода испытания, и, наконец, к весне 1941 года Гитлер получил полностью готового к дуэлям с линкорами Гранд Флита «монстра». Судите сами: сей «кошмарик» Королевского флота был ровно в четверть километра длинной и в 48 тысяч тонн водоизмещением, мог развивать и длительное время держать скорость свыше 30 узлов, диктуя условия боя противнику, а также «кидаться» 800-килограммовыми снарядами, весьма эффективными против британских дредноутов на дистанции до 20 километров.

Спуск на воду линкора «Бисмарк»
Спуск на воду линкора «Бисмарк»

Здесь уместно будет заметить, что значительно возросшие в 20-30-е годы скорость и дальность хода линкоров неслабо расширили их боевые возможности, определив и такую, как использование в качестве рейдеров на коммуникациях противника. Этой теории придерживался один из адмиралов Кригсмарине – Редер, инспирировавший операцию «Рейнские учения», предполагавшую вывод «Бисмарка» на оперативный простор британских коммуникаций под командованием адмирала Лютьенса.

Кроме него в операции предполагалось задействовать и крейсер «Принц Ойген», вместе они были переброшены в норвежский Берген, где были выполнены последние приготовления к походу. По плану Редера сей тандем, обойдя Альбион, должен был начать крейсерство к западу от него, при этом в случае обнаружения конвоев противника линкору надлежало связывать боем корабли сопровождения, а крейсеру уничтожать транспорты конвоя.

Однако дело «не пошло» с самого начала, германские рейдеры засекли шведы, которые и передали информацию англичанам, система прикрытия проливов которых и так уже была наэлектризована нервными приказами адмиралтейства.

Эрих Редер, Главнокомандующий ВМС Германии
Эрих Редер, Главнокомандующий ВМС Германии

Первый контакт состоялся 23 мая, когда британские дозоры засекли вышедших в море немцев, были ими обстреляны и, поспешно ретировавшись, продолжили «вести» их по радару. В результате на следующее утро они были перехвачены ударной группой, представленной дредноутами «Худ» и «Принц Уэльский» в Датском проливе. «Бисмарк» первым понёс урон, с шестого залпа британский линкор добился попадания, разворотившего на нём мазутные ёмкости.

В 5:57 «Худ» «поймал» первые «болванки» от обоих противников, вызвавшие неслабые пожары. Сам «канцлер» в это время получил ещё два «чемодана» от «Принца Уэльского», которые стали причиной локального затопления, обусловившего лёгкий правый крен корабля.

«Принц Уэльский» на якоре
«Принц Уэльский» на якоре

К 6:00 дистанция между противниками сократилась до 8-9 морских миль, в это время «Худ» и был накрыт ставшим для него фатальным пятым залпом с «Бисмарка». В результате взрыва в центральной части корпуса он был разорван надвое: кормовая часть ушла сразу, носовая – продержалась ещё некоторое время, одна из башен успела даже дать последний залп. Всего на «Худе» погибло 1412 членов экипажа, выжили трое.

Британский линкор был вынужден обогнуть место гибели напарника, сбив пристрелку, это дало его противникам определённую фору в артиллерийском поединке – в считанные секунды он поймал семь «болванок» и был вынужден отвернуть под прикрытием дымзавесы.

Читателю стоит иметь в виду, что несмотря на впечатляющий успех общая тактическая ситуация для «Бисмарка» сложилась непростая – он, ввиду полученных повреждений, потерял скорость, его продолжал «вести» по радару дозорный крейсер «Саффолк», что потенциально было чревато новым перехватом тяжёлыми кораблями Гранд Флита.

Тем не менее, было решено попытаться выполнить приказ идти во французские порты, что представляется весьма трудноосуществимой задачей – британцы шокированные потерей Худа, бросили против рейдера всю мощь флота метрополии.

«Бисмарк» до морского боя, 24 мая 1941 года
«Бисмарк» до морского боя, 24 мая 1941 года

Линкор «Бисмарк» и его поход в Вальхаллу

В тот же день «Бисмарк» подвергся первой авиаатаке – палубные «Суордфиши» вогнали ему торпеду в пояс, не причинив, впрочем, серьёзного вреда – но это было только начало. Понимая, что сопровождение флагмана может привести к напрасной гибели «Принца Ойгена», Лютьенс разрешил тому действовать самостоятельно и крейсер в одиночку двинулся в Сен-Назер. Ночью немцы смогли оторваться от преследования, англичане весь следующий день искали «Бисмарк» в другом районе, и лишь чисто случайно засекли его уже 26 мая в семи сотнях миль на норд-вест от Бреста.

Swordfish — британский торпедоносный бомбардировщик Второй мировой. Был спроектирован на основе самолёта разведчика фирмы «Fairey Aviation», первый полет биплана состоялся 17 апреля 1934 года.

Swordfish(рыба-мечь)так же имел и другое прозвище «Авоська» ( Stringbag).
Swordfish (рыба-меч) так же имел и другое прозвище — «Авоська» ( Stringbag).

Остановить стремительно удиравший линкор могло только чудо, оно и случилось – его обеспечили торпедоносцы с «Арк-Рояла», добившиеся попадания в корму рейдера, которое заклинило его руль, в результате чего корабль мог продолжить движение, управляясь «машинами», что снизило его скорость до ничтожных 8 узлов. В девятом часу 27 мая «большие дядьки» «Родни» и «Король Георг V» в сопровождении крейсеров и эсминцев настигли «Бисмарк» всего в четырёх сотнях миль от Бреста.

Расстрел практически неподвижной и в силу этого лёгкой цели начался в 8:47 и продолжался около часа – британцы выпустили до 2900 снарядов всех калибров. Когда стало очевидно, что полностью потерявший ход и артиллерию противник более не представляет серьёзной опасности – его решили добить торпедами.

Было зафиксировано несколько попаданий, однако, как установила в начале XXI века экспедиция Кэмерона «Бисмарк» был затоплен через кингстоны. Британцы спасли 110 человек, ещё 5 на следующие сутки подобрала германская подлодка.

Оставшиеся в живых, пытающиеся подняться на борт HMS Dorsetshire
Оставшиеся в живых, пытающиеся подняться на борт HMS Dorsetshire

Итог «Бисмарка»

Подводя итоги «похода в Вальхаллу» могу констатировать, что гибель «Бисмарка» имела множество самых разных причин. Это: и сама авантюрность тактики использования линкора в качестве рейдера, к тому же без надлежащего эскорта, и неспособность крупных кораблей эффективно отбиваться от атак с воздуха, и количественное превосходство британцев, и, наконец, простое невезение – фатальным стало маловероятное попадание торпеды в корму, повредившее рули. Ну а всё вместе, это привело к тому, что трагический финал «канцлера» лишний раз подчеркнул известную истину – бывают очень живучие корабли, но не бывает непотопляемых!

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.