Княжна Тараканова — лже-принцесса Российской империи

Мир

Княжна Тараканова — не просто яркий исторический персонаж, а крайне загадочная и неоднозначная личность, оставившая свой след в прошлом России. Красавица-самозванка выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны.

Официальные данные заявляют, что детей у государыни не было, однако ряд историков допускает, что княжна действительно могла быть одной из трёх предполагаемых потомков Елизаветы. В истории о Таракановой масса слухов, домыслов, сплетен и крайне мало фактов, а потому остаётся лишь строить гипотезы.

Интересно, что и отношение к княжне совершенно разное — одни считают её преступницей, другие — мученицей, понесшей кару за свои устремления. Какой же была жизнь этой женщины? И как княжна Тараканова заявила о себе?

Происхождение

Происхождение княжны Таракановой так и остаётся загадкой. Не исключено, что она и сама не знала своих родителей. Не сохранилось сведений даже о точной дате появления этой женщины на свет. Наиболее вероятный период — между 1745 и 1753 годами.

Сама она именовала себя Елизаветой Владимирской. Интересно, что “княжной Таракановой” она никогда себя не называла. Такое “прозвище” было ей дано Жаном Анри Кастерой, французским дипломатом. Впрочем, имена самозванки постоянно менялись при переезде с места на место.

Гийом Вуарио «Юная дама со скрипкой» (не является портретом княжны Таракановой)
Гийом Вуарио «Юная дама со скрипкой» (не является портретом княжны Таракановой)

Таланты лже-княжны

Современники отмечали, что княжна имеет массу достоинств. В записях князя Голицына значится:

“У нее живой ум, она обладает широкими познаниями, свободно владеет французским и немецким и говорит без всякого акцента”.

Однако особое внимание привлекали не познания “принцессы Владимирской”, а её внешний облик. Многие мужчины того времени отмечали, что эта женщина отличалась редкой красотой. У неё имелась масса поклонников. Она была изящна и грациозна, но главное — превосходно умела подчёркивать свои достоинства, которые вызывали восторг. Аббат Рокотани писал:

“Бог создал ее с божественной красотой”.

Княжна Тараканова заявляла, что является дочерью Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского (в народе даже поговаривали, будто императрица и фаворит заключили тайный брак). Доказательств этим словам не имеется, а потому наиболее вероятно, что Елизавета Владимирская попросту выдавала себя за принцессу.

Шарль ван Лоо «Идеализированный парадный портрет Елизаветы Петровны» / Петергоф, Санкт-Петербург
Шарль ван Лоо «Идеализированный парадный портрет Елизаветы Петровны» / Петергоф, Санкт-Петербург

Появление в обществе

На исторической сцене Тараканова появляется около 1770 года. Эдвард Радзинский пишет, что тогда она проживала во французском городе Бордо, причём заявляла, что является дочерью австрийского императора. Да-да, начала свои дела княжна именно с Австрии. Тогда юная Елизавета даже не пыталась скрываться.

Она ведёт роскошный образ жизни, активно транжирит деньги богатых покровителей, причём в такой “стихии” чувствует себя комфортно и легко. В итоге столь дерзкое поведение вызывает гнев австрийской императрицы. Тараканова даже оказывается в тюрьме, однако вскоре возвращается на свободу и отправляется в Бельгию, а после — в Англию и Францию.

Французская школа XVIII в. «Портрет молодой леди с цветами в волосах» (не является портретом княжны Таракановой)
Французская школа XVIII в. «Портрет молодой леди с цветами в волосах» (не является портретом княжны Таракановой)

Близкими соратниками лже-княжны становятся купец Ван Турс и Шенк, имевшие весьма сомнительную репутацию. Среди поклонников Таракановой был и Михаил Огинский, который в дальнейшем станет выдающимся музыкантом. Появляясь в высших кругах европейского общества, Елизавета рассказывает придуманную заранее “сказку”.

Влиятельные почитатели узнают, что она якобы принадлежит к княжескому роду Владимирских, однако из-за борьбы за власть вынуждена была покинуть родину. Юные годы Елизаветы, как говорила она, прошли в Персии, где она воспитывалась у купца Али. Кстати, последние сведения вполне могли быть правдой, поскольку известно, что Тараканова знала персидский язык.

Джордж Ромни «Портрет молодой женщины» (не является портретом княжны Таракановой)
Джордж Ромни «Портрет молодой женщины» (не является портретом княжны Таракановой)

Поклонники и несостоявшиеся браки

Как вы понимаете, история несчастной “княжны” трогала сердца многих состоятельных мужчин. Однако постоянные крупные траты и жизнь “на широкую ногу” вынуждали Елизавету постоянно искать новые финансовые источники. Одним из таких становится Рошфор де Валькур, что служил при дворе графа фон Лимбурга. Он не просто готов помочь “бедной” девушке, а делает предложение. Но замужество лже-княжны не состоялось.

После притеснений кредиторов Елизавета вместе с близкими соратниками, лже-баронами, бежит из Парижа. И снова авантюристке грозило тюремное заключение, но помощь приходит с неожиданной стороны. Елизавету спасает и признаётся в пылких чувствах сам фон Лимбург, персона крайне влиятельная, обладатель немалого состояния.

Гийом Войрио «Портрет леди в белом платье» (не является портретом княжны Таракановой)
Гийом Войрио «Портрет леди в белом платье» (не является портретом княжны Таракановой)

Семейство фон Лимбурга выступало категорически против брака с женщиной, имеющей столь скверную репутацию. Тараканова же, понимая шаткость своего положения, переходит к использованию “тяжёлой артиллерии”. Она начинает шантажировать Лимбурга. Елизавета заявляет: если он поддастся уговорам своих родных, она уедет в Персию, и он никогда больше не увидит её. Вскоре и вовсе граф узнаёт от княжны, что та беременна.

В качестве подарка он готовит для невесты графство Оберштейн. Получив желаемое и значительно обогатившись, лже-принцесса начинает готовиться к свадьбе, но внезапно меняет свои планы. Фон Лимбург, прежде так интересовавший Тараканову, внезапно становится второстепенным персонажем в её “игре”. Как полагают историки, их брак так и не был заключён. Но почему? Всё просто — у княжны появилась гораздо более масштабная и серьёзная цель.

И если прежде она мечтала лишь заполучить богатого покровителя в мужья, то теперь амбиции Таракановой раскрылись в полной мере. Исследователи считают, что перемена в поведении женщины была обусловлена лишь одной причиной — она собиралась претендовать на российский престол.

Как видите, появление княжны Таракановой в Европе не осталось незамеченным. Уже тогда, в первые годы своих авантюр она проявила себя как дерзкая, смелая, решительная женщина, которая не останавливается ни перед чем и которой чужды моральные принципы, мешающие достижению цели.

Кроме того, не стоит забывать, что Тараканова была особой одарённой, умной и крайне привлекательной. Сочетание этих трёх качеств должно было одарить её огромной властью — именно на это рассчитывала лже-принцесса.

Образ княжны Таракановой в сериале «Екатерина»
Образ княжны Таракановой в сериале «Екатерина»

Подготовка заговора

В знак своей любви и самых серьёзных намерений фон Лимбург подарил невесте графство Оберштейн. Ещё в ту пору, когда Тараканова проживала в нём, её нередко навещал “таинственный гость”, которым являлся Михаил Доманский. Он был одним из участников польского восстания. Как и многие шляхтичи, Доманский выступал против власти фаворита Екатерины II Станислава Августа Понятовского, оказавшегося на польском престоле.

Ряд историков считает, что именно этот человек подал лже-княжне новую идею — назваться дочерью покойной императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. От себя хочу заметить, что в те времена многие представители польской знати желали свергнуть Екатерину II. Она была крайне мудрой и властной правительницей, но оказалась у власти не совсем законно — в результате государственного переворота и свержения Петра III.

У Елизаветы Петровны, как говорят официальные данные, детей не было, но внезапное появление “дочери” прежней государыни могло кардинально переменить ситуацию. А на тот момент в России уже вспыхнуло восстание другого самозванца, Емельяна Пугачёва, получившего поддержку казаков и крестьян. Поляки явно намеревались нанести новый удар Екатерине Великой.

Неизвестный художник «Портрет дамы с жемчужным ожерельем» (не является портретом княжны Таракановой)
Неизвестный художник «Портрет дамы с жемчужным ожерельем» (не является портретом княжны Таракановой)

В поисках денег

Значительную роль в судьбе Таракановой сыграл и оппозиционер Карл Радзивилл. Благодаря ему высший свет вскоре узнал, что Елизавета Владимирская (а таким было одно из вымышленных имён лже-княжны) является наследницей российского престола. Впрочем, у самой Таракановой фантазия была превосходной. Свою вымышленную историю она дополнила драматичными элементами — рассказами о нескольких покушениях и попытках убийства.

Вместе с Радзивиллом женщина отправилась в Венецию. Очень кстати пришлись деньги её жениха. Тот, несмотря на то, что начинал испытывать финансовые затруднения, сразу же выделил возлюбленной необходимую сумму. Деньги и связи решали всё. Очень скоро Тараканова была тепло встречена во французском посольстве, после чего стала дожидаться поддержки от турецкого султана.

С Радзивиллом лже-княжна направляется в Рагузу, где располагалась резиденция французского консула. Вечным кошмаром Таракановой были кредиторы, которые всюду преследовали её. Она не раз оказывалась на грани ареста, но чудом спасалась.

Когда отношения с Радзивиллом начинают портиться, а финансовые затруднения становятся всё более ощутимыми, самозванка пишет два послания. Одно письмо было адресовано турецкому султану, который так и не ответил Елизавете, второе — Алексею Орлову, находившемуся в опале.

Неизвестный художник «Портрет Алексея Григорьевича Орлова» / Эрмитаж, Санкт-Петербург
Неизвестный художник «Портрет Алексея Григорьевича Орлова» / Эрмитаж, Санкт-Петербург

Роковое письмо

Вскоре Тараканова направляется в Рим, где встречается с аббатом Рокотани. У него она рассчитывала получить “кругленькую сумму”, ведь имела при себе рекомендательное письмо. Но материальные проблемы решены не были, а сама княжна заболела чахоткой.

Понимая, что ситуация грозит обернуться катастрофой, Тараканова написала письмо с просьбой о финансовой помощи одному из своих почитателей, лорду Гамильтону. За щедрый подарок Елизавета обещала ему привилегии, которыми одарит уже как императрица.

Однако это “красноречивое” письмо Гамильтон переслал Алексею Орлову, что находился в Пизе. Граф Орлов сразу же переслал полученные документы в Петербург. По приказу императрицы он отправляется по следу Таракановой. После ряда неудач ему удаётся убедить женщину встретиться с ним в Пизе. Уже с первой встречи между графом и лже-принцессой завязались приятельские отношения. Поговаривали, что между ними даже вспыхнул роман.

Несмотря на это, Орлов не забывал о своём долге. Во время одной из прогулок Тараканова пожелала подняться на палубу одного из русских кораблей. Матросы приветствовали её салютом, перед ней оказался богато накрытый стол. Потрясённая столь ярким приёмом, достойным императрицы, Тараканова не сразу заметила капитана Литвинова. Именно он заявил ей, что она арестована по обвинению в заговоре.

Французская школа «Портрет дамы с письмом» (не является портретом княжны Таракановой)
Французская школа «Портрет дамы с письмом» (не является портретом княжны Таракановой)

Арест и последние годы

В Россию самозванка отправилась уже без Орлова. Своему возлюбленному она неустанно писала письма, где просила спасти её — он не отвечал на послания. К моменту прибытия арестованной Таракановой Екатерина II составила список вопросов, на которые женщина должна была ответить. Несмотря на многочисленные допросы, лже-княжна не раскрыла своего происхождения.

Поговаривали, что императрица даже готова была отпустить авантюристку, если та признается в самозванстве и предоставит сведения о своём истинном родстве. Однако Тараканова не могла отказаться от красивой “сказки”, ставшей частью её жизни.

В камере Петропавловской крепости арестованная содержалась в весьма скверных условиях. Состояние её здоровья стремительно ухудшалось. 4 декабря 1775 года женщина, именовавшаяся “княжна Тараканова” умерла от чахотки. Похоронена она была во дворе крепости.

Константин Флавицкий «Княжна Тараканова» / Третьяковская галерея, Москва
Константин Флавицкий «Княжна Тараканова» / Третьяковская галерея, Москва

Жизнь княжны Таракановой окутана множеством домыслов и легенд. Предполагают, что девушка действительно могла быть дочерью Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского, а имя получить от Таракановки — родной слободы фаворита императрицы.

Подтверждений (равно как и опровержений) этой гипотезы нет, а потому княжна Тараканова так и остаётся одной из самых загадочных личностей в истории Российской империи.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.