Как танцовщица Камарго «перекроила» балет?

Мир

Мари-Анн де Камарго часто называют женщиной, преобразовавшей балет. Она действительно была прирождённым реформатором – причём в сфере искусства. Вы думаете, что Мари-Анн придумала новые движения или технику исполнения? А вот и нет! Она вообще стремилась придерживаться классических форм и вариантов, не добавляя в технические аспекты «отсебятины».

Но почему же тогда эта женщина изменила балет? Дело в том, что Камарго сделала первый шаг к тому образу балерины, который сегодня привычен для всех нас. И речь идёт вовсе не о хрупкости и утончённости. Мари-Анн оказалась настоящим бунтарём – никто до неё не решался на столь дерзкий поступок. Как же Камарго «перекраивала» балет? И что ошеломляющего она сделала?

Первые выступления

В 1710 году в Брюсселе в семье музыканта испанского происхождения родилась девочка, которая получила имя Мари-Анн. Именно отец, посвятивший всю свою жизнь искусству, первым заметил прекрасные танцевальные способности малышки. А вот обучал юную танцовщицу сложным движениям дед по отцовской линии.

Семья девочки не имела средств, чтобы отправить Мари-Анн на обучение в известные школы танцев. Однако юная исполнительница сумела сама заработать необходимую сумму. Выступая в домах знатных дам, она покоряла сердца искренностью и изяществом. Собранные пожертвования и стали «стартовым капиталом» в карьере Камарго. Она отправилась в Париж к знаменитой Франсуазе Прево, ведущей танцовщицы столицы Франции.

Николас Ланкре «Танцующая Камарго» Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Николас Ланкре «Танцующая Камарго» Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Всего через три месяца занятий юная балерина появилась на сцене брюссельского театра. Пятнадцатилетней красавице было предложено несколько контрактов, и она остановила свой выбор на оперном театре Руана. А через несколько лет она уже блистала на сценах театров Парижа. При этом после появления Мари-Анн в нескольких постановках столичные модницы стали носить платья и шляпки «а-ля Камарго». Казалось, вот они – заветная удача и скорая слава, но всё было не так просто. Юной Мари-Анн суждено было узнать, насколько серьёзными могут быть закулисные интриги и соперничество.

Соперники Камарго

Главной соперницей Камарго стала изящная и грациозная Мари Салле. Юная танцовщица имела немало сильных сторон, причём явно превосходила Мари-Анн в утончённости исполнения. Однако Камарго сумела хладнокровно оценить свои достоинства и недостатки, осознав, что и у неё есть «козырь в рукаве».

Однако неприятности пришли откуда не ждали. Мари-Анн невзлюбила её наставница Прево. Нет, девушка не ленилась и занималась по много часов в день, однако Франсуаза стала понимать, что постепенно молодая балерина начинает затмевать её, звезду столичного балета. Этого Прево допустить не могла, а потому Мари-Анн часто ставила в задний ряд или давала совершенно безликие роли, стараясь превратить талантливую балерину в неприметную тень.

Жан Рау «Портрет балерины Франсуазы Прево» / Музей изящных искусств, Франция
Жан Рау «Портрет балерины Франсуазы Прево» / Музей изящных искусств, Франция

Переворот в балете

Мари-Анн, к тому времени уже прекрасно понявшая принципы балетного мира, осознавала, что должна блеснуть во время очередного выступления – иначе её карьера попросту будет разрушена, и никакие таланты не помогут одолеть интриганов. Неоспоримым достоинством девушки была её миниатюрная ножка, от которой зрители явно пришли бы в восторг. Если же добавить к этому совершенно техничное исполнение, то и вовсе эффект будет ошеломляющим. Но кто мог увидеть ноги Камарго под длинным пушным платьем, которое утяжеляло движения и часто мешало при исполнении сложных приёмов?

И тогда Камарго решилась на настоящую революцию. Она укоротила юбку своего балетного платья практически на двадцать сантиметров. Вы можете сказать, что это сущий пустяк, однако в те времена эти действия были настоящим вызовом обществу. Однако теперь каждое отточенное движение ног балерины публика могла видеть своими глазами. Кроме того, неуверенная в грациозности своих движений, юная балерина выбрала танец быстрый и стремительный, требующий виртуозности исполнения.

Жан-Марк Натье «Портрет Мари-Анн де Камарго»
Жан-Марк Натье «Портрет Мари-Анн де Камарго»

Появление Камарго на сцене в новом образе произвело эффект разорвавшейся бомбы. Знаменитый Вольтер вскоре напишет:

«Она первая сравнялась в танце с мужчиной».

Это была наивысшая похвала. Правда, укороченная юбка Камарго стала причиной настоящего скандала. Одни говорили о безнравственности, другие с упоением любовались прекрасными миниатюрными ножками танцовщицы. Но в итоге и соперницы Мари-Анн, и прочие балерины стали надевать подобные наряды, оказавшиеся более удобными для танца.

Мари-Анн де Камарго на протяжении многих лет выступала на сцене Королевской академии музыки и театра в Париже. Она стала одной из самых известных балерин прошлого, при этом далеко не многие танцовщицы могли исполнять сложные па и при этом петь. Камарго действительно была рождена для сцены. Легендарная «Мадемуазель Камарго» умерла в 1770 году, обессмертив своё имя совершенными отточенными движениями и великолепной игрой.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.