Хафса-султан — запутанная история матери султана Сулеймана

Мир

По мере роста могущества Османской империи росло и высокомерие ее правителей. Начиная с Мехмеда II Завоевателя летописцы, писавшие о великих султанах прошлого, начали вносить коррективы в их родословные по материнской линии. Амбиции принадлежности к знатным династиям Европы и Азии не давали покоя успешным покорителям стран и народов трех континентов.

Возможно это связано с «тлетворным влиянием» Запада, где каждый замухрышка – герцог, какого-нибудь городка Германии, мог представить знатное генеалогическое древо своих именитых предков, восходящее чуть ли ни к легендарному Аттиле, причем как по женским, так и по мужским корням рода.

Предыстория «благородного» происхождения

А вот султанам не везло, что ни великий султан, то мать — самая неизвестная и «темная лошадка», не пойми откуда и какого роду, племени, зачастую европеоидной расы и из христиан. Тогда за дело брались летописцы и изо всех сил решали задачу «натягивания совы на глобус».

Результатом являлись причудливые биографии матерей султана, где реальную женщину «скрещивали» с именитой женой из гарема и выводили симбиоз родства «два в одном», образно выражаясь. Имя и даты значимых событий от реальной матери, а биография от знатной жены из гарема.

Женщина в Османской империи / © Rizka Prayuda / rizkaprayuda.artstation.com
Женщина в Османской империи / © Rizka Prayuda / rizkaprayuda.artstation.com

При Мехмеде II одно из составленных для него генеалогий возводит род османов, ни много ни мало к Ною, тому самому из Ковчега во времена Великого Потопа (Библия Бытия 7:1—8:17). В исторических реалиях, Мехмед II поддержал версию о том, что его корни идут от знатного аристократического рода, правившего Византией в первых десятилетиях второго тысячелетия, — Комнинах.

Ко времени рождения Сулеймана I Великолепного, блестящими военными успехами его отца Селима I Явуза, Османская империя приблизилась к пику своего могущества. При таком раскладе мать султана Сулеймана в глазах потомков (современники на этом не заморачивались), просто «обязана» была быть «принцессой». Однако так ли это? Попробуем разобраться.

Портрет султана Селима I
Портрет султана Селима I

Дела семейные Селима I

Как и положено человеку его положения жен и наложниц у Селима было несколько, большинством из них он обзавелся ещё будучи шехзаде и одна из них была-таки, самая что ни на есть принцесса, дочь Крымского хана. Замуж он её взял без разрешения своего отца султана Баязида II, с которым у него были очень натянутые отношения на тот момент.

До замужества с ним она уже была женой его брата, шехзаде Мехмеда, то ли умершего в 1504, то ли казнённого в 1507, по подозрению в заговоре против отца. Свадьба состоялась в 1511 году, звали крымскую принцессу Айше–хатун.

Крымский хан поддержал Селима, когда тот попытался первый раз сместить силой своего отца с трона и после разгрома его войска предоставил ему «политическое убежище» в Крыму. Вполне себе косвенное подтверждение ее материнства по отношению к будущему султану Сулейману.

Однако есть ещё одна женщина, наложница по имени Хафса, хотя её еще называют Хафизе, Айша Хафса и просто Айша. В историю она войдет как мать Сулеймана Великолепного, Хафса-султан и первая жена султана, которую официально назовут валиде-султан (мать султана и главная женщина в гареме, что по меркам Османской империи очень даже почетно). Правда, по сведению многих источников, титул так будет назван уже после ее смерти, но объем власти и полномочий она получит по этому титулу при жизни.

Вот в этом месте и образовались разногласия у историков–летописцев. Была ли Хафса той самой принцессой Айше или Айше это другое имя, совершенно другой женщины. Была ли вообще эта другая женщина, может это всё один персонаж?

Османская женщина / © Rio Sabda / kepondangkuning.artstation.com
Османская женщина (не является портретом Хафсы-султан) / © Rio Sabda / kepondangkuning.artstation.com

Так всё же «ху из ху»?!

Подтверждением версии о реальности брака Селима и Айше-Хатун служит древняя анонимная греческая хроника, в которой говорится о их свадьбе в Кафе (Феодосия) в 1511 году. В некоторых письмах к Крымскому хану Менгли I Герею, сохранившихся до наших дней, Селим обращается к нему «мой отец» (бабам).

Современник, венецианский путешественник Якопо Контарини, в своих записках говорит о том, что сын Османского султана, наместник Кафы, породнился с Крымским ханом, взяв в жену его дочь. Однако, скорее всего это был Мехмед (этого мнения придерживается турецкий исследователь Улучай).

Ещё источники утверждают, что Хафса отправилась с Сулейманом в Кафу. Далее, продолжая мысль, — это назначение было связано с тем, чтобы принцесса с сыном были поближе к родне. Хотя, зная нравы Османской империи, такое назначение вполне приравнивается к ссылке, так как Крым — это очень далеко от Стамбула, а, следовательно, и от возможности занять трон первым, по османской традиции.

Против версии о принадлежности к «царским кровям» Хафсы выступает её имя, точнее имя её отца. Историк Исмаил Узунчаршылы указывает, что в документе, благотворительного учреждения которым она управляла мать Сулеймана записана как дочь Абдулмуина (бинти Абдулмуин), а в другом документе, обнаруженном известным турецким историком Чагатай Улучай, как дочь Абдуллы (бинти Абдул-хай).

Алдерсон и Сакаоглу называют её отцом некоего Абдюлмуина. Все эти имена производные от имени Абддула, что означает «слуга Всевышнего», по аналогии с христианским «раб Божий» и давались они людям, обращённым в ислам.

Портрет султана Сулеймана I
Портрет султана Сулеймана I

И самый веский аргумент в пользу того, что Хафса никак не могла быть Айше, — год рождения Сулеймана. Если здесь все верно, то он рожден в 1494, а об этом говорят многие свидетельства. Брак же Айше–хатун с Селимом состоялся (и состоялся ли?!) в 1511 году. Поэтому, скорее всего, попытка «привить» Хафсу-султан к благородным предкам, не что иное, как очередная попытка некоторых летописцев «натянуть-таки сову на глобус».

Из всего сказанного можно сделать выводы, что, — минимум Хафса и Айше разные жены султана Селима, а максимум, что, — не было брака между крымской принцессой и Селимом I. И все свидетельства брака брата Селима Мехмеда, позже были «переклеены» к его биографии потомками с целью возвышения рода Сулеймана Великого по женской линии.

Образ Хафсы-султан в сериале «Великолепный век»
Образ Хафсы-султан в сериале «Великолепный век»

Кем же была Хафса–султан

Некоторые источники приписывают ей благородное происхождение рангом пониже, — династию Дулкадырогуллары, независимого бейлика, который играл важную роль на политической арене в те времена, но и этому нет никаких подтверждений.

Современники говорили о ней как об необыкновенно красивой женщине. В те времена эталоном красоты, позже принятым и Европой, были черкешенки. Женщины с черными глазами и длинными черными волосами, красивой фигурой и прекрасной грацией. Европейцы считали их идеализированным эталоном обольстительных красавиц, поставляемых в гаремы владык Востока.

Впрочем, и в этой версии есть изъян, черкесы к тому времени исповедовали ислам, а имя её отца указывает на христианское происхождение. Скорее всего она была европейкой или славянкой и как повелось у султанов, к глубочайшему огорчению турецких потомков, обыкновенной рабыней-наложницей.

Хотя почему обыкновенной!? Нет! Матерью Сулеймана Великолепного и позже валиде-султан, а это многого стоит!

Султан Сулейман Великолепный
Султан Сулейман Великолепный

Жизненный путь Хафсы–султан

Хафса попала в гарем Селима, когда тот ещё был шехзаде. Юность ее прошла в Трабзоне, где будущий султан был наместником. Её сын Сулейман родится 6 ноября 1494 года, предположительно, больше мальчиков она не рожала.

Ряд назначений на должности наместником в разные провинции империи её сын получал ещё от деда Баязида II, последним станет назначение в Кефу (Феодосия). По османской традиции она сопровождала сына ко всем местам его назначений.

В 1520 году Селим I умрет и трон займет её сын Сулейман I. Она будет иметь большое влияние на сына. Возглавит его гарем и будет давать ему советы, к которым он будет прислушиваться, при жизни ее титул будет называться мехд-и ульа-йы салтанат — «колыбель великого султана». Позже к нему прибавится валиде-султан.

Помимо красоты, она обладала пытливым и глубоким умом, не просто дворцовые интриги, а вопросы государственного устройства приходилось решать этой женщине. Так, доподлинно известно, что она непосредственно занималась вопросом организации новой административной единицы — Трабзонского эялета из бывшего государства – Трабзона, входящего в Османскую империю.

Впрочем, свое влияние на сына она не применяла в вопросах государственных дел, ограничиваясь лишь административными функциями. Больше всего внимания она уделяла стремлению всеми силами ограничить постоянно возрастающее влияние на Сулеймана его наложницы Хюррем–султан, больше известной в Европе как Роксолана.

Также своей задачей она ставила прекращение вражды между Роксоланой и Махидевран-султан, которая была матерью старшего сына владыки Османской империи, шехзаде Мустафы.

Хюррем-султан / © Sara Contreras YunaXD / yunaxd.artstation.com
Хюррем-султан / © Sara Contreras YunaXD / yunaxd.artstation.com

Итог

В таких вот женских делах на самом «высоком государственном уровне» и проходила жизнь Хафсы-султан. Помимо административно–государственных вопросов и дел по управлению гаремом своего сына, Хафса много времени уделяла благотворительности, строительству мечетей, медресе, других учебных, религиозных и благотворительных учреждений.

Хафса-султан была матерью, помимо сына–султана, ещё минимум трех дочерей. Прожила она 56 лет, не так уж и много. Главной цели в гареме она так и не достигла. После её смерти красавица Роксолана – Хюррем-султан полностью и навсегда очаровала султана Сулеймана I Великолепного, получив то, что раньше не смогла получить ни одна наложница ни от одного предыдущего султана. Однако это уже совсем другая история…

Литература:

  1. Фон Хаммер Джозеф «Османская история»
  2. Э. Исханоглу «История Османского государства, общества и цивилизации»
  3. Э. Д. Алдерсон «Структура Османской Династии»
  4. Чагатай Улучай «Любовные письма османских падишахов»
Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Ирина

    Она вполне могла быть черкешенкой,тем более,что XVI веке лишь отдельные группы черкесов исповедовали ислам.Например Бесленеевцы (самоназвание: адыгэ, беслъэней) — адыгское (черкесское) племя, которые в 16-17 вв. были христианами, у них были священники, которые именовались шогенами и шехниками, т.е. епископами. Только мать султана могла выбирать для него наложниц и предлагать их сыну.Это была её обязанность.Почему она должна быть против Хюррем?Выбирала то её она сама.Скорее всего,как ответственная за гарем,мать пыталась все держать под контролем и предотвращать скандальные ситуации.