Эвенки — северный народ, что известен самобытными традициями и верованиями, которые они сохранили до наших дней. Представители других наций называли их “французами тайги”, отмечая аристократизм и значимость эвенков.
С этим трудно поспорить, ведь в обиходе слово “шаман” появилось благодаря им, немало культурных особенностей было заимствовано другими народностями, а ещё многие эвенки предпочитали носить фраки. И всё это — в Восточной Сибири, что является родиной народа.
При этом официально название эвенков стало использоваться совсем недавно, а сами себя они называют совершенно иначе. Кто же они — загадочные северные племена? Как эти “аристократы” заняли исконные земли? И как складывалась их история?
Название
Термин “эвенки” происходит от самоназвания народа, что звучит как “эвэнкил”, однако в старину сами себя эвенки называли совсем по-другому. Наверняка вам приходилось слышать о тунгусах — а это те же эвенки. Считается, что этноним имеет якутское происхождение.
Кроме того, существовало и менее распространённое название — “орочен”, используемое эвенкийскими племенами. Особенно распространено оно было в районах Приамурья. “Орочен” в переводе с местного языка значит “олений человек”, и именно так называли себя оленеводы Севера. Общепринятым вариантом именования народа стало слово “эвенки”, которое вошло в повсеместный обиход совсем недавно — в начале прошлого века.

Несмотря на то, что деятельность эвенков чаще всего была связана с оленеводством, далеко не все представители этого народа занимались разведением этих животных.
Ряд племён южных эвенкийских земель в качестве помощников, тягловой силы и пищи использовал лошадей. Многие эвенки вели оседлый образ жизни, занимаясь охотой или рыболовством.

Происхождение эвенков
Но когда же эвенки впервые заняли свои территории? И как появился этот народ? Самые ранние упоминания о кочевниках-оленеводах встречаются в китайских исторических хрониках, датируемых V-VII веками.
А вот в записях европейских путешественников сведения об эвенках появились лишь в XII столетии. Отличительной особенностью этих племён в ту пору было содержание небольших стад одомашненных оленей, поскольку эвенки одними из первых стали разводить этих животных.
Относительно происхождения народа учёные высказывают самые разные версии. По мнению, Дж.Белла Артемонского, общины, обитающие у реки Ангары, могут являться прямыми потомками древних народностей, что издавна населяли Сибирь.

В качестве одного из подтверждений такой теории Дж. Белл приводил факт наличия у некоторых эвенкийских племён татуировок, что являлись отличительными признаками родовой принадлежности.
Схожую гипотезу выдвигал и российский историк Г. Миллер. Исследуя особенности языка эвенков и происхождение топонимов Сибири, он пришёл к выводу, что прародителями тунгусов стали именно древние сибирские племена.
Совершенно иное предположение высказал исследователь С. Широкогоров, ставший известным в прошлом веке. Он утверждал, что становление эвенков как народа начинается не в Сибири, а на территории современного Китая, в бассейне реки Хуанхэ. В своих трудах учёный отмечал, что формирование тунгусского этноса происходило в этом регионе ещё в каменном веке.

История эвенков
Несмотря на обилие противоречивых версий и постоянные споры исследователей, большинство историков считает, что древними предками эвенков стали монголоидные племена, что сумели создать Глазковскую культуру бронзового века.
В V-VII веках происходит миграция племён увань, которые через Забайкалье переместились в восточные и северные регионы. Предположительно именно эти перемены и стали первым этапом в образовании протоэвенкийского этноса. В дальнейшем на культуру и расселение эвенков оказали влияние якуты. Они вторглись на земли народа, разделив его на две ветви — восточную и западную.

Русские путешественники и покорители земель появились на территориях эвенков лишь в XVII столетии. К этому периоду народ уже имел чётко обозначенную социальную структуру.
Во главе общин стояли старейшины, которые принимали основные решения, выступали своего рода мелкими правителями. Отчётная документация русских содержит сведения о 360 тунгусских родах, в каждом из которых насчитывалось не менее сотни человек.

Отношения с русскими
В сравнении с другими северными народами эвенки казались особенно непокорными. Выплата ясака стала для них обузой, что нередко вызывало конфликты с русскими. В одном из отчётов того времени значится:
“Ленские Тунгузы в 1640 г. выщипали бороды сборщикам ясака”.
У эвенков были своеобразные традиции гостеприимства. А.Н.Радищев в своих отчётах сообщал:
“[У] сего народа существует странный обычай угощать приежжаго или паче приятеля тем, что лутчее есть в доме, изготовляя в то же время лук и стрелы на умерщвление того, который худо ответствовать будет приветствию угощающаго”.
Значительный вклад в налаживание отношений с Российским государством внёс тунгусский князь Гантимур, что объединил под своей властью более 15 тунгусских родов, занимающихся коневодством. Он призвал свой народ принять христианство и стать подданными России.
Однако взамен получил права автономии для своих подвластных территорий. При Гантимуре развивалось военное дело. Многие эвенки стояли на страже российских границ, предупреждая атаку монголов.

Советскую власть эвенки не приняли, а в 20-е годы прошлого века произошло Тунгусское восстание, которое было подавлено. Это событие стало переходным периодом к новому образу жизни.
В советский период многие эвенки переходят к оседлости, в школах преподаётся эвенкийский язык, повышается уровень образованности населения. Несмотря на эти положительные преобразования, тунгусы едва не утратили самобытные черты из-за стремительной ассимиляции.
Хочу отметить, что сегодня культура эвенков переживает времена своего возрождения. Всё больше интереса вызывают древние верования и фольклор этого народа, например, предания о Вороне-прародителе. Тем не менее, современный уклад жизни затронул и северные регионы, а традиционное оленеводство, которым так славились эвенки, в наше время сохраняется лишь в отдалённых уголках Восточной Сибири.