Эвенки — непокорные “аристократы” Восточной Сибири

Мир

Эвенки — северный народ, что известен самобытными традициями и верованиями, которые они сохранили до наших дней. Представители других наций называли их “французами тайги”, отмечая аристократизм и значимость эвенков.

С этим трудно поспорить, ведь в обиходе слово “шаман” появилось благодаря им, немало культурных особенностей было заимствовано другими народностями, а ещё многие эвенки предпочитали носить фраки. И всё это — в Восточной Сибири, что является родиной народа.

При этом официально название эвенков стало использоваться совсем недавно, а сами себя они называют совершенно иначе. Кто же они — загадочные северные племена? Как эти “аристократы” заняли исконные земли? И как складывалась их история?

Название

Термин “эвенки” происходит от самоназвания народа, что звучит как “эвэнкил”, однако в старину сами себя эвенки называли совсем по-другому. Наверняка вам приходилось слышать о тунгусах — а это те же эвенки. Считается, что этноним имеет якутское происхождение.

Кроме того, существовало и менее распространённое название — “орочен”, используемое эвенкийскими племенами. Особенно распространено оно было в районах Приамурья. “Орочен” в переводе с местного языка значит “олений человек”, и именно так называли себя оленеводы Севера. Общепринятым вариантом именования народа стало слово “эвенки”, которое вошло в повсеместный обиход совсем недавно — в начале прошлого века.

Орочен в тайге, перевозящий ребенка.
Орочен в тайге, перевозящий ребенка.

Несмотря на то, что деятельность эвенков чаще всего была связана с оленеводством, далеко не все представители этого народа занимались разведением этих животных.

Ряд племён южных эвенкийских земель в качестве помощников, тягловой силы и пищи использовал лошадей. Многие эвенки вели оседлый образ жизни, занимаясь охотой или рыболовством.

Эвенки перед своим домом, 1913 год / Фотограф норвежец Фритьоф Нансен / Национальная библиотека Норвегии
Эвенки перед своим домом, 1913 год / Фотограф норвежец Фритьоф Нансен / Национальная библиотека Норвегии

Происхождение эвенков

Но когда же эвенки впервые заняли свои территории? И как появился этот народ? Самые ранние упоминания о кочевниках-оленеводах встречаются в китайских исторических хрониках, датируемых V-VII веками.

А вот в записях европейских путешественников сведения об эвенках появились лишь в XII столетии. Отличительной особенностью этих племён в ту пору было содержание небольших стад одомашненных оленей, поскольку эвенки одними из первых стали разводить этих животных.

Относительно происхождения народа учёные высказывают самые разные версии. По мнению, Дж.Белла Артемонского, общины, обитающие у реки Ангары, могут являться прямыми потомками древних народностей, что издавна населяли Сибирь.

Эвенки на берегу Енисея / Фритьоф Нансен / Национальная библиотека Норвегии
Эвенки на берегу Енисея / Фритьоф Нансен / Национальная библиотека Норвегии

В качестве одного из подтверждений такой теории Дж. Белл приводил факт наличия у некоторых эвенкийских племён татуировок, что являлись отличительными признаками родовой принадлежности.

Схожую гипотезу выдвигал и российский историк Г. Миллер. Исследуя особенности языка эвенков и происхождение топонимов Сибири, он пришёл к выводу, что прародителями тунгусов стали именно древние сибирские племена.

Совершенно иное предположение высказал исследователь С. Широкогоров, ставший известным в прошлом веке. Он утверждал, что становление эвенков как народа начинается не в Сибири, а на территории современного Китая, в бассейне реки Хуанхэ. В своих трудах учёный отмечал, что формирование тунгусского этноса происходило в этом регионе ещё в каменном веке.

Василий Верещагин «Дети племени солонов» (подгруппа эвенков, которые проживают в северо-восточном Китае) / Третьяковская галерея, Москва
Василий Верещагин «Дети племени солонов» (подгруппа эвенков, которые проживают в северо-восточном Китае) / Третьяковская галерея, Москва

История эвенков

Несмотря на обилие противоречивых версий и постоянные споры исследователей, большинство историков считает, что древними предками эвенков стали монголоидные племена, что сумели создать Глазковскую культуру бронзового века.

В V-VII веках происходит миграция племён увань, которые через Забайкалье переместились в восточные и северные регионы. Предположительно именно эти перемены и стали первым этапом в образовании протоэвенкийского этноса. В дальнейшем на культуру и расселение эвенков оказали влияние якуты. Они вторглись на земли народа, разделив его на две ветви — восточную и западную.

Типы оседлых тунгусов в Амурской области, 1900-е / Новосибирский государственный краеведческий музей
Типы оседлых тунгусов в Амурской области, 1900-е / Новосибирский государственный краеведческий музей

Русские путешественники и покорители земель появились на территориях эвенков лишь в XVII столетии. К этому периоду народ уже имел чётко обозначенную социальную структуру.

Во главе общин стояли старейшины, которые принимали основные решения, выступали своего рода мелкими правителями. Отчётная документация русских содержит сведения о 360 тунгусских родах, в каждом из которых насчитывалось не менее сотни человек.

Лесные тунгусы, 1862 год / Этнографическое описание народов России Густава-Федора Христиановича Паули
Лесные тунгусы, 1862 год / Этнографическое описание народов России Густава-Федора Христиановича Паули

Отношения с русскими

В сравнении с другими северными народами эвенки казались особенно непокорными. Выплата ясака стала для них обузой, что нередко вызывало конфликты с русскими. В одном из отчётов того времени значится:

“Ленские Тунгузы в 1640 г. выщипали бороды сборщикам ясака”.

У эвенков были своеобразные традиции гостеприимства. А.Н.Радищев в своих отчётах сообщал:

“[У] сего народа существует странный обычай угощать приежжаго или паче приятеля тем, что лутчее есть в доме, изготовляя в то же время лук и стрелы на умерщвление того, который худо ответствовать будет приветствию угощающаго”.

Значительный вклад в налаживание отношений с Российским государством внёс тунгусский князь Гантимур, что объединил под своей властью более 15 тунгусских родов, занимающихся коневодством. Он призвал свой народ принять христианство и стать подданными России.

Однако взамен получил права автономии для своих подвластных территорий. При Гантимуре развивалось военное дело. Многие эвенки стояли на страже российских границ, предупреждая атаку монголов.

Эвенки в 1888 году
Эвенки в 1888 году

Советскую власть эвенки не приняли, а в 20-е годы прошлого века произошло Тунгусское восстание, которое было подавлено. Это событие стало переходным периодом к новому образу жизни.

В советский период многие эвенки переходят к оседлости, в школах преподаётся эвенкийский язык, повышается уровень образованности населения. Несмотря на эти положительные преобразования, тунгусы едва не утратили самобытные черты из-за стремительной ассимиляции.

Хочу отметить, что сегодня культура эвенков переживает времена своего возрождения. Всё больше интереса вызывают древние верования и фольклор этого народа, например, предания о Вороне-прародителе. Тем не менее, современный уклад жизни затронул и северные регионы, а традиционное оленеводство, которым так славились эвенки, в наше время сохраняется лишь в отдалённых уголках Восточной Сибири.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.