Елена Блаватская — загадочная личность 19 века

Мир

До сих пор не утихают споры о том, кем была Елена Блаватская. Одни называли ее ясновидящей и великим мыслителем, другие – мошенницей и талантливым мистификатором, третьи и вовсе полагали, что она сумасшедшая. Что связывало основательницу Теософского общества с легендарным министром финансов Витте? Какие он оставил о ней воспоминания и можно ли им вполне доверять?

Сергей и Елена

Как справедливо отмечает в свой книге о Блаватской один из самых известных российских индологов Александр Сенкевич, на самом деле мы очень мало знаем об этой удивительной женщине. Фактов о ее жизни наберется на одну тоненькую книжицу, всё остальное – это слухи, легенды и домыслы.

Тем более любопытными представляются свидетельства тех, кто лично знал Блаватскую. Кто видел ее, кто беседовал с ней, кто мог составить о ней впечатление исходя из личного опыта.

Витте и Блаватская были двоюродными братом и сестрой. Их матери были дочерьми высокопоставленного чиновника Андрея Михайловича Фадеева, который 5 лет прослужил саратовским губернатором, а затем занимал важные должности в управлении Закавказского края. Дружны ли были между собой Сергей и Елена? Они виделись много раз, но по-настоящему приятельских отношений между ними не было. Сказывалась большая разница в возрасте – Елена была старше Сергея на целых 18 лет.

Можно ли доверять воспоминаниям Витте?

Как и любые другие мемуары, воспоминания Витте субъективны и полны искажений. Но при этом Сергей Юльевич обладал острым аналитическим умом и старался придерживаться фактов.

Например, он честно пишет, что не помнит Елену Петровну в ее молодости, поскольку тогда он был слишком мал. Витте родился 17 июня 1849 года в Тифлисе. А 7 июля того же года 18-летнняя Елена (урожденная Ган) вышла замуж за эриванского вице-губернатора Блаватского. Через 3 месяца она сбежала от мужа – так начиналась пора ее приключений.

В начале 1860-х годов Блаватская приехала погостить к деду в Тифлис. В его огромном доме проживало всё семейство Фадеевых-Витте. Именно в эту пору Елена Петровна начала давать свои знаменитые спиритические сеансы, за которыми в том числе наблюдал пытливый мальчик Сергей Витте. После этого Блаватская опять отправится в заграничные путешествия. Судьба снова сведет ее с Витте в начале 1870-х годов. На этот раз они неоднократно виделись и общались в Одессе, куда перебралось все семейство. Сергей был в ту пору студентом университета и, с его слов, мог уже вполне ясно и критически составить представление об этой выдающейся личности.

Генри Шмихен «Портрет Елены Блаватской»
Генри Шмихен «Портрет Елены Блаватской»

Блаватская глазами Витте

Сергей Юльевич описывает Блаватскую как малопривлекательную внешне женщину, которая не ухаживала за собой и рано располнела. При этом он отмечает, что у нее были удивительно огромные голубые глаза, каких он никогда и ни у кого не видел. Уже про свои первые встречи с Блаватской в начале 1860-х годов он пишет, что это была пожилая женщина с остатками былой красоты. Но Елене Петровне было в то время около 30 лет, так что пожилой она могла показаться только для мальчика 11-12 лет, каким тогда был Витте.

Во время одесских встреч Витте было чуть за 20, Елене – немногим более 40. В нее продолжали влюбляться мужчины, у нее было много поклонников в разных уголках мира. Что же отмечает наблюдательный Сергей? То, что у его кузины были грязные капоты, и что она была уже «довольно старая и тучная дама». Впрочем, и весьма скептически настроенный Витте признавал наличие у Блаватской харизмы. Сергей Юльевич писал, что когда она начинала говорить об интересующих ее предметах, то лицо ее очень оживлялось и даже искрилось. В такие минуты она завораживала, и почти невозможно было оставаться равнодушным.

Также Витте отмечал удивительные способности Блаватской к языкам, литературе и музыке. Она могла на ходу сочинять письма в стихах – настолько длинные и красивые, что сам Витте затруднился бы написать такие даже в прозе. Не обучаясь серьезно и систематически музыке, она давала концерты в Европе и была капельмейстером хора у сербского короля. Быстро схватывала иностранные языки и говорила на них так же легко, как на родной речи.

Несмотря на экзальтированность и какие-то демонические черты, она, в сущности, была очень добрым человеком, – отмечает Витте.

Елена Блаватская в Лондоне в 1890 году незадолго до своей смерти
Елена Блаватская в Лондоне в 1890 году незадолго до своей смерти

Верил ли Витте в дар своей кузины?

Сергей Юльевич был скептиком. Он совершенно был чужд мистицизма, считал шарлатанством спиритические сеансы и с грустью отмечал, что многих людей привлекают чудеса, потому что им либо наскучила жизнь, либо они не могут дотянуться до настоящего понимания веры и духовности.

При этом он не считал Блаватскую мошенницей в обычном понимании этого слова. Витте писал, что она могла рассказывать одухотворенно самые небывалые вещи и при этом всегда сама верила в то, что она говорит. Практичности же в ней не было никакой. Блаватская то пыталась открыть лавку по продаже чернил, то цветочный магазин. Все ее коммерческие начинания терпели крах, и она часто бывала без средств. Витте полагает, что и книги Блаватская стала писать для того, чтобы немного заработать. И они неожиданно стали иметь большой успех – и в России, и за границей.

Воспоминания Витте о его необычной кузине достаточно приземленные. Он словно отказывается видеть в ней культовую фигуру, которая стояла у истоков целого философско-мистического направления. Тем более неожиданным представляется окончание его воспоминаний. В конце своих заметок Витте неожиданно заключает, что в Блаватской несомненно обитал дух, отличный от ее физиологического существования. Но только из какой части загробного мира прилетел этот дух? – задает риторический вопрос Витте.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.