О таинственном народе, прозванном славянами чудью, сохранилось немало преданий и легенд. Вот только совсем незначительная их часть имеет больше общего с действительностью, нежели с мифами. Именно так наши далёкие предки называли группу прибалтийско-финских племён, хотя историки продолжают спорить на этот счёт.
И если даже идентифицировать сам народ не так просто, то что говорить о его происхождении и истории! Именно поэтому чудь претендует на звание одного из самых загадочных этносов, территории которого затрагивали и земли Руси. Что же значило слово чудь? Что о чуди известно из старинных источников и упоминаний?
Название
Территории от Балтийского моря до Уральских гор издавна принадлежали финно-угорским народностям, многие из которых исчезли в веках, смешавшись с сохранившимися племенами. Одним из самых необыкновенных и загадочных этносов древности считается чудь.
На Руси рассказывали о мастерах-рудокопах, знавших месторождения ценных металлов, что много столетий жили в горах. Нередко такие истории напоминали предания о гномах. У марийцев и вовсе считали чудь подземным народом. Само слово “чудь” очень часто встречается в фольклоре племён, проживающих на Урале.

Но не только предания, а сама история открывают нам суть чуди. Именно так называли не только всевозможную нечисть (в частности, лешего), но и определённую группу племён, принадлежащих к прибалтийско-финской группе.
Как же появилось столь “чудное” название? По мнению исследователей, “чудью” славяне именовали тех, кто разговаривал на непонятном языке, использовал неясные слова, отчего нельзя было определить, что человек имеет в виду.
В «Словаре Фасмера» высказывается и более углублённая трактовка этого термина: “чудь” могло значить “чужой”, что также соответствует неясности языка чужеземцев. Ряд учёных придерживается мнения, что изначально чудью славяне могли называть германские племена или готов, совершивших немало успешных завоевательных походов и на территории Руси.
Народ из легенд и летописей
Говорить об истории и развитии чуди как народа крайне сложно. В первую очередь, стоит учитывать, что этим словом могли обозначаться родственные племена, а не один конкретный этнос. В 1734 году финский профессор Альгот Скрина в своих трудах указал, что чудью нередко называли “финландцев или естландцев”.
В своих документах русские использовали этот термин вплоть до начала прошлого века, но какой-либо определённости это не даёт. Чудью могли называть финнов, карелов или другие народности, проживающие в указанном регионе.
Одно из самых первых упоминаний о чуди присутствует в «Повести временных лет». Летописец Нестор указывает, что в 859 году:
“варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары — с полян, северян, вятичей, брали дань по серебряной монете и веверице (по белке) с дыма)”.
Русский историк Сергей Михайлович Соловьёв утверждал, что в данном контексте под словом “чудь” подразумевается водь — народ Водской пятины Земли Новгородской. Поскольку в те времена большинство представителей этноса проживало в Нарвском уезде, упоминания о них нередко встречаются в привязке именно к этому месту. Что интересно, водь часто именуется чудью.
В сведениях, датируемых 882 годом рассказывается о походе князя Олега, что объединил в своём войске несколько народов. Летопись отмечает, что князь:
“отправился в поход и взял с собой много воинов: варягов, ильменских словен, кривичей, весь, чудь и пришёл к Смоленску и взял город”.
Здесь тоже есть интересный аспект. Несмотря на то, что Нестор разделяет чудь и весь (прибалтийско-финский народ), в дальнейшем чудью именовали именно вепсов, потомков веси.

Чудь: эсты или славяне?
Как видите, определённого мнения относительно того, какой народ именовался чудью, не был даже у одного автора. Ещё более противоречивые сведения нам дают источники последующих лет.
В 1030 году князь Ярослав Мудрый отправился в поход против чуди. Известно, что столкновение завершилось победой русского войска, после чего на землях чуди был поставлен город Юрьев. Что же это значит? Неужели потомки представителей чуди, участвовавших в походе князя Олега, пошли против Ярослава? А вот и нет.
Здесь под чудью следует понимать племена эстов. В дальнейшем источники знакомят нас с “чудью псковской”, как на Руси именовали сету, принадлежавших к малочисленным финно-угорским этносам.
Существует распространённая версия о том, что наиболее часто чудью славяне называли племена мерян (или меря). Они проживали в центральной части России, а потому могли принадлежать не к финно-угорским, а к славянским народам. В таком случае восприятие чуди и вовсе кардинально различается с общепринятым мнением.
Судьба чуди
Но куда исчез народ, который называли чудью? На мой взгляд, не сам народ ушёл в прошлое, а именно такое необычное его именование, которое не давало ясности.
Тем не менее, в «Житии Антония Сийского» указывается, что в районе Архангельска, где покровителем был основан монастырь, “сыроядцы и чюди и самоеди живяху”, но “задолго лет до вселения преподобного… от места того исчезоша безвестно”. Данные эти принадлежат к XVI веку.
Всего через столетие путешественник Ричард Джеймс писал:
“Чюди — народ около Колмограда (Холмогор), издревле так называемый, который говорил на языке отличном от самоедов и лопарей; теперь они там больше не находятся”.
Быть может, чудь и правда стала исчезнувшим народом Руси?
Чудь — народность, что переполнена загадками. Вот только проблема исследователей кроется не в отсутствии ответов, а в обилии самых разнообразных, порой фантастических версий. Чудью называли финские племена, прибалтов, даже некоторые славянские этносы. Это же название использовалось по отношению к лешим и таинственному подземному народу из легенд.
В одном только слове “чудь” нам и сегодня чудится нечто притягательное и мистическое. А значит, историкам ещё придётся поломать голову над поиском истинных версий в отношении этих древних племён.