Что поразило французскую художницу Виже-Лебрен в России?

Мир

Элизабет Виже-Лебрен – известная французская художница 18-19 веков, картины которой вошли в золотой фонд мировой живописи. Очаровательная француженка прославилась на родине парадными портретами королевы Марии-Антуанетты и придворных аристократов, и поэтому после начала революции в 1789 году была вынуждена бежать в Европу. В 1795 году она по совету знакомых приехала в Россию, где прожила 6 лет. Мадам Лебрен была немало удивлена тем, что ей здесь довелось увидеть и услышать за этот сравнительно небольшой промежуток времени. Чем же наша страна поразила талантливую художницу? Ответ на этот вопрос содержится в ее «Воспоминаниях», которые она написала по просьбе своей русской подруги Натальи Ивановны Куракиной.

Элизабет Виже-Лебрен достаточно подробно описала свое прибытие в столицу империи. Несмотря на пасмурную, туманную погоду, архитектура Петербурга предстала перед ней во всей красе. Вид величественных зданий, гранитных набережных, многочисленных судов на Неве произвели на нее неизгладимое впечатление. Она отметила в своих «Воспоминаниях», что все это великолепие перенесло ее во времена Агамемнона – героя поэмы «Илиада» Гомера. Не менее красочным показалось ей и Царское село с его садами, памятниками и птицами.

Элизабет Виже-Лебрен «Автопортрет в соломенной шляпке» (фрагмент) / Национальная галерея, Лондон
Элизабет Виже-Лебрен «Автопортрет в соломенной шляпке» (фрагмент) / Национальная галерея, Лондон

Императорские портреты

Госпожа Либрен была лично знакома с тремя императорскими особами – Екатериной II, Павлом I и Александром I. В своих «Воспоминаниях» она оставила любопытные характеристики каждого из них. Какими же представились приезжей француженке монаршие особы Российской империи?

С Екатериной Великой художница познакомилась сразу по прибытии в Россию. Просвещенная императрица произвела на нее чрезвычайно благоприятное впечатление. Ее внешность, манеры, речь привели ее в восхищение, и она описывает царицу в самых лестных красках. Элизабет отметила противоречивый характер Павла. По ее словам, он был очень милостив к иностранцам (в том числе, – и к ней самой) и чрезвычайно суров с русским окружением.

Художница рассказала и о своем знакомстве с Александром I, которому она пожаловалась на главную национальную проблему России, – плохие дороги. Тот в ответ обещал исправить эту проблему и сделал ей множество комплиментов, которые, очевидно, вместе с его триумфальным въездом в Париж в 1814 году вдохновили ее на написание его портрета под пафосным названием «Гений Александра I».

Что поразило французскую художницу Виже-Лебрен в России?
Элизабет Виже-Лебрён «Гений Александра I» (фрагмент) / Эрмитаж, Санкт-Петербург

Рассказы о Потемкине

Элизабет Виже-Лебрен приехала в Россию через несколько лет после смерти знаменитого князя Таврического. Но при дворе все еще ходили рассказы о его чудачествах, которые со временем стали почти историческими анекдотами. Так, она узнала о безмерной расточительности Потемкина, который на праздничном обеде подавал дамам хрустальные чаши, полные бриллиантов. В другой раз он послал гонца в Париж за бальными башмачками; нарочный скакал круглые сутки и все-таки успел привезти их в Россию в срок. Виже-Лебрен узнала и о совсем несмешной выходке князя: ради каприза дамы, пожелавшей видеть приступ крепости, он начал атаку Очакова – «может, ранее, чем требовала осторожность», – деликатно замечает Элизабет.

Как относилась к этой безудержной расточительности француженка-беглянка, которая своим трудом зарабатывала себе на жизнь? Вопреки ожиданиям – спокойно; по крайней мере, в своих «Воспоминаниях» она лишь ограничивается замечанием, что Потемкин был «щедрым до расточительности и пышным до безрассудства».

Патриархальный уклад

Известно, что иностранцы всех времен и народов упорно пытаются разгадать тайну «загадочной русской души». Элизабет Виже-Лебрен была исключением: она не старалась постичь национальные особенности русского характера, а просто запечатлела их на страницах своих «Воспоминаний» и лишь изредка позволяла себе удивленные замечания по тому или иному поводу. Какие же черты характера нашего народа врезались в память знаменитой художницы? В первую очередь, – хлебосольство и гостеприимство.

Элизабет Виже-Лебрён «Автопортрет» (фрагмент) / Эрмитаж, Санкт-Петербург
Элизабет Виже-Лебрён «Автопортрет» (фрагмент) / Эрмитаж, Санкт-Петербург

Госпожа Лебрен была немало изумлена тем, что многие русские вельможи держат открытый стол на 25-30 персон как для своих знакомых, так и для иностранцев. По словам художницы, любой представленный им человек мог в любое время отлично пообедать в таком доме. Женщина так и не смогла привыкнуть к частым застольям столичной знати и всячески от них уклонялась под предлогом работы (у нее действительно было много заказов, так как придворные выстраивались к ней в очередь для написания портретов).

Каково же было удивление художницы, когда она узнала, что и в российской глубинке царят такие же порядки! Сама она не разъезжала по провинциям, но знала несколько человек, которые путешествовали по стране продолжительное время, и их принимали местные помещики и крестьяне – то есть поили, кормили и давали ночлег, и все это совершенно бесплатно! Элизабет Виже-Лебрен сравнила такой патриархальный уклад с золотым веком.

Смотрела ли известная француженка на Россию сквозь розовые очки? Или по сравнению с революционной Францией наша страна казалась ей «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья»? Что думаете?

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.