7 главных страхов жителей Средневековой Европы

Мир

Средневековая Европа, как бы ее не пытались романтизировать в СМИ и некоторых художественных произведениях, не была дружелюбным местом. Опасности подстерегали людей под любым кустом, каждый день жизни мог оказаться последним для средневекового европейца независимо от благосостояния и социального статуса. Не удивительно, что в такой «агрессивной среде» у людей выработалось множество страхов, которые, как ни странно, помогали выживать – отчасти они смягчали повседневные мучительные переживания, отчасти создавали что-то вроде дополнительного инстинкта самосохранения.

  • Божья кара. Все, что ни происходило с человеком плохого в то далекое мрачное время, считалось Божьим наказанием за прегрешения. Например, померла у крестьянина корова – кара за то, что на мессу не ходил в воскресенье, заболел чем-то опасным – тоже за что-то Господь покарал. Стоит ли говорить, что распустила такое представление о мире католическая церковь для подчинения людей и их усмирения, однако, сути дела это не меняет. В Средневековой Европе люди боялись Божьей кары чуть ли не больше, чем смерти.
  • Нечистая сила. В самом широком смысле слова – разные лесные духи, в которых в некоторых европейских регионах на полном серьезе верили аж до XX века, ведьмы, вампиры, оборотни и даже сам лично Сатана. Опять за это нужно сказать «спасибо» католической церкви, которая попыталась свалить вину за разные массовые неприятности вроде засухи, пожаров или падежа скота на «тонкий мир». Страх нечисти в средневековых европейцах сидел настолько сильный, что в какой-то момент они начали отправлять подозрительных людей, напоминающих чертей, ведьм и колдунов, на костер.

 

Михаэль Пахер «Святой Вольфганг и Дьявол» (фрагмент) / Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
Михаэль Пахер «Святой Вольфганг и Дьявол» (фрагмент) / Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
  • Преследования властей. Точнее говоря, боялись они даже не самих властей, а тех пыток, которые организовывали карательные и следственные органы своим «клиентам». О, это они умели! На досуге посмотрите фотографии из европейских музеев, посвященных пыточным камерам Средних веков, и поймете, почему люди запросто брали на себя личное общение с Сатаной, употребление человечьей крови и полеты на метле. Серьезно – многим из них было проще сгореть на костре, чем оказаться в руках палача и инквизитора на допросе. Справедливости ради нужно сказать, что масштабы зверств святой инквизиции в Европе порой очень уж сильно преувеличивают. Но пытки да, были на удивление проработанными!
  • Отравление хлебом. Спорынья – грибок, обитающий на злаковых растениях. Штука, в общем-то, безобидная, однако, если его споры попадут в тесто, можно было очень серьезно отравится, особенно, если человек употреблял такой грибковый хлеб много лет подряд. Сейчас проблема не актуальна, хлебопеки давно научились очищать зерно от спорыньи. В Средние же века об этом вообще не задумывались – отравления были частыми. Кстати, в народе это породило сплетни, что, мол, тот человек, который съел хлеба и слег – вор, мошенник или разбойник. Мол, не честным трудом он себе на еду заработал, вот Бог и наказал…
Ян Стен «Лейденский булочник и его жена» / Государственный музей, Рейксмузей, Амстердам, Нидерланды
Ян Стен «Лейденский булочник и его жена» / Государственный музей, Рейксмузей, Амстердам, Нидерланды
  • Чума. Это один из главных страхов, включавших в себя боязнь кары Божьей и ужас перед нечистой силой. Эпидемии, которые периодически прокатывались по Европе, выкашивали целые города, ужас перед неизведанной болезнью у людей был паническим. Впрочем, уже в Средние века ученые начали задумываться о естественной природе чумы, но ничего толком открыть так и не смогли – технологий не было, да и церковь постоянно мешала проводить изыскания.
  • Кладбища. Только в непривычном нам контексте. Средневековые европейцы не боялись восставших мертвецов, так как жили они мыслями о втором пришествии Христа, а если судить по Писанию, то в этот день все покойники восстанут из могил, и дружно отправятся на суд Божий. Боялись люди не мертвых, а живых. Дело в том, что кладбища того времени были местом презабавным – движение там не прекращалось круглые сутки, люди веселились среди могил, пили, торговали и пр. Стоит ли говорить, что на погостах стать жертвой разбойников можно было даже средь бела дня. Что уж говорить о глубокой ночи…
Бальдассаре Каламай «Сцена чумы во Флоренции в 1348 году» / Дворец Питти, Флоренция, Италия
Бальдассаре Каламай «Сцена чумы во Флоренции в 1348 году» / Дворец Питти, Флоренция, Италия
  • Позорные наказания. Речь идет не о сожжении на костре или отсекании головы – такой расклад наоборот пресекал преступнику страдания, так как исключал возможность народного «высмеивания» в дальнейшем. А вот если, например, неверную жену сначала проводили по улицам в металлической маске, а потом на пару часов привязывали к столбу на главной площади, призывая всех желающих оплевать ее с ног до головы, то ситуация иная. Позор ложился на несчастного на всю жизнь, он становился изгоем, объектом насмешек и преследования. Именно по этой причине некоторые преступники предпочитали суицид такому наказанию – меньше мучиться.

Иногда невольно задумываешься о том, как хорошо жить в XXI веке… Не нужно бояться темноты, кладбищ, непонятных болезней и позорных наказаний. Согласитесь, не так уж у нас и плохо, если сравнивать со Средними веками!

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.