Т-40 – последний довоенный «плавун»

Война

Во второй половине 30-х стало ясно, что имевшиеся на вооружении плавающие танки, о которых мы рассказывали в предыдущих статьях, уже не соответствуют современным требованиям: слабые бронирование, вооружение и ХЧ не позволяли всерьёз рассчитывать на них. Поэтому к 1940 году был разработан новый «плавун» – о Т-40 мы расскажем в этой статье.

Создание танка Т-40

Если Т-38 по большому счёту был доработкой предшествующей машины, то «сороковой» лишь унаследовал общую концепцию – технически это был абсолютно самостоятельный проект. Должен заметить, что изначально заказчик хотел получить колёсно-гусеничный дизельный танк, однако по ряду причин – отсутствие подходящего дизеля, стоимость такой машины и т. д. было решено отказаться от создания принципиально новой «коробочки».

В результате Т-40 отличался от предшественников только лучшими характеристиками и, как следствие – большими возможностями. Весной 40-го были созданы прототипы, а летом начались их испытания, которые включали пробег по столицам славянских союзных республик, составивший порядка 3000 км.

Т-40
Танк Т-40

Компоновка

Двигатель и трансмиссия находились в правой средней части корпуса, их уравновешивала башня, располагавшаяся слева, перед ней находилось рабочее место мехвода, в задней части были установлены коробка отбора мощности на винт и другие элементы водоходного движителя, топливные баки и винто-рулевая группа.

Экипаж, как и у предшественников, состоял из двух человек, однако теперь их рабочие места лучше сообщались между собой, что в сочетании с более просторным благодаря высокой рубке корпусом обеспечивало лучшее взаимодействие танкистов. Посадка-высадка осуществлялась через люки в верхней части рубки и башни, для доступа к двигателю также имелись технические лючки.

Т-40 имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 4,11/2,33/1,9 м.
  • Масса — 5,5 т.
  • Бронирование — вертикальное: 13-20; горизонтальное: 5 мм.
  • Двигатель — 1×85 л. с.
  • Скорость — 44 км/ч, на воде до 6.
  • Запас хода — 300 км.
  • Вооружение — 1×ДШК – 12,7 мм; 1×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 2 человека.

Всего до 1941 года было изготовлено 960 экземпляров.

Т-40 в реке

Основные модификации

К сожалению, характер начала ВОВ стал причиной того, что «сороковой», как и его предшественники крайне редко использовался по прямому назначению. Это, а также слабость вооружения стало причиной того, что появились две чисто сухопутные модификации этого танка:

  • Т-40С – с машины были демонтированы элементы водного движителя, хотя на некоторых из них, благодаря запасу комплектующих сохранялась ниша для винто-рулевой группы. Как вы понимаете, это позволило несколько повысить ходовые характеристики танка.
  • Т-30 – толщина бронирования составляла 15-20 мм, часть «коробочек» вместо ДШК была оснащена 20- или 23-миллиметровым автоматическим орудием, кормовой бронелист выполнялся прямым.

Таким образом, приходится констатировать, что в силу обстоятельств «сороковой» из разведывательного был переквалифицирован в лёгкий танк. Справедливости ради надо отметить, что это существенно повысило некоторые его чисто боевые характеристики.

Вместе с тем нельзя не признать, что сам характер метаморфоз подчёркивает некомпетентность советского командования, которое тогда просто «не доросло» до грамотного использования такой узкоспециализированной техники как плавающие танки.

Т-40 панорамы

 

Боевое применение

Нередко «сороковки» примитивно использовались для поддержки пехоты на поле боя. Хотя отчасти это было обусловлено общим дефицитом «брони» в тот период, но в немалой степени и тем, что тупое штабное начальство просто затыкало бреши в обороне, тем, что имелось под рукой.

Думаю, вы представляете, какие потери при этом несли «плавуны». Хотя их бронирование без проблем выдерживало ружейно-пулемётный обстрел – перед «антитанками», автоматическими пушками, ПТР и грамотно выпущенными гранатами-тромблонами оно было бессильно.

Пик использования этих «коробочек» пришёлся на первое военное полугодие, уже ко второму военному лету Т-40 практически исчезли из танковых войск – как вследствие потерь, так и потому, что их начали заменять более многочисленные и адекватные конкретным требованиям танки. При этом хочу обратить ваше внимание на то, что потери в подавляющем большинстве случаев были боевыми – надёжность этих машин в отличие от многих других того периода не вызывала нареканий.

Т-40 зимой

Иностранные операторы плавучего танка

Поскольку «сороковой» появился в канун ВОВ, о его экспорте не могло быть и речи – «брони», любой, остро не хватало и в танковых войсках СССР. Что касается использования трофейной советской техники, то в Панцерваффе в разное время эксплуатировалось до восьми машин, кроме того, неизвестное количество «коробочек» досталось Румынии.

Оценка Т-40

Концептуально он выступал дальнейшим развитием предшествовавших ему «плавунов» и в этом качестве был весьма неплохим танком. Косвенно это подчёркивает то, что он послужил прототипом для создания послевоенного ПТ-76, который отличался только ростом ТТХ.

Причиной неудачного использования «сороковки» стал характер начала ВОВ – в этот период требовались, прежде всего, тяжёлые и средние танки способные противостоять заматеревшей в Европе «броне» Панцерваффе и выдерживать огонь «антитанков». Лишь это и отчасти безграмотность командного состава стали причиной того, что данная «коробочка» не нашла себе места на полях сражений ВОВ.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.