Т-40 – последний довоенный «плавун»

Война

Во второй половине 30-х стало ясно, что имевшиеся на вооружении плавающие танки, о которых мы рассказывали в предыдущих статьях, уже не соответствуют современным требованиям: слабые бронирование, вооружение и ХЧ не позволяли всерьёз рассчитывать на них. Поэтому к 1940 году был разработан новый «плавун» – о Т-40 мы расскажем в этой статье.

Создание танка Т-40

Если Т-38 по большому счёту был доработкой предшествующей машины, то «сороковой» лишь унаследовал общую концепцию – технически это был абсолютно самостоятельный проект. Должен заметить, что изначально заказчик хотел получить колёсно-гусеничный дизельный танк, однако по ряду причин – отсутствие подходящего дизеля, стоимость такой машины и т. д. было решено отказаться от создания принципиально новой «коробочки».

В результате Т-40 отличался от предшественников только лучшими характеристиками и, как следствие – большими возможностями. Весной 40-го были созданы прототипы, а летом начались их испытания, которые включали пробег по столицам славянских союзных республик, составивший порядка 3000 км.

Т-40
Танк Т-40

Компоновка

Двигатель и трансмиссия находились в правой средней части корпуса, их уравновешивала башня, располагавшаяся слева, перед ней находилось рабочее место мехвода, в задней части были установлены коробка отбора мощности на винт и другие элементы водоходного движителя, топливные баки и винто-рулевая группа.

Экипаж, как и у предшественников, состоял из двух человек, однако теперь их рабочие места лучше сообщались между собой, что в сочетании с более просторным благодаря высокой рубке корпусом обеспечивало лучшее взаимодействие танкистов. Посадка-высадка осуществлялась через люки в верхней части рубки и башни, для доступа к двигателю также имелись технические лючки.

Т-40 имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 4,11/2,33/1,9 м.
  • Масса — 5,5 т.
  • Бронирование — вертикальное: 13-20; горизонтальное: 5 мм.
  • Двигатель — 1×85 л. с.
  • Скорость — 44 км/ч, на воде до 6.
  • Запас хода — 300 км.
  • Вооружение — 1×ДШК – 12,7 мм; 1×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 2 человека.

Всего до 1941 года было изготовлено 960 экземпляров.

Т-40 в реке

Основные модификации

К сожалению, характер начала ВОВ стал причиной того, что «сороковой», как и его предшественники крайне редко использовался по прямому назначению. Это, а также слабость вооружения стало причиной того, что появились две чисто сухопутные модификации этого танка:

  • Т-40С – с машины были демонтированы элементы водного движителя, хотя на некоторых из них, благодаря запасу комплектующих сохранялась ниша для винто-рулевой группы. Как вы понимаете, это позволило несколько повысить ходовые характеристики танка.
  • Т-30 – толщина бронирования составляла 15-20 мм, часть «коробочек» вместо ДШК была оснащена 20- или 23-миллиметровым автоматическим орудием, кормовой бронелист выполнялся прямым.

Таким образом, приходится констатировать, что в силу обстоятельств «сороковой» из разведывательного был переквалифицирован в лёгкий танк. Справедливости ради надо отметить, что это существенно повысило некоторые его чисто боевые характеристики.

Вместе с тем нельзя не признать, что сам характер метаморфоз подчёркивает некомпетентность советского командования, которое тогда просто «не доросло» до грамотного использования такой узкоспециализированной техники как плавающие танки.

Т-40 панорамы

 

Боевое применение

Нередко «сороковки» примитивно использовались для поддержки пехоты на поле боя. Хотя отчасти это было обусловлено общим дефицитом «брони» в тот период, но в немалой степени и тем, что тупое штабное начальство просто затыкало бреши в обороне, тем, что имелось под рукой.

Думаю, вы представляете, какие потери при этом несли «плавуны». Хотя их бронирование без проблем выдерживало ружейно-пулемётный обстрел – перед «антитанками», автоматическими пушками, ПТР и грамотно выпущенными гранатами-тромблонами оно было бессильно.

Пик использования этих «коробочек» пришёлся на первое военное полугодие, уже ко второму военному лету Т-40 практически исчезли из танковых войск – как вследствие потерь, так и потому, что их начали заменять более многочисленные и адекватные конкретным требованиям танки. При этом хочу обратить ваше внимание на то, что потери в подавляющем большинстве случаев были боевыми – надёжность этих машин в отличие от многих других того периода не вызывала нареканий.

Т-40 зимой

Иностранные операторы плавучего танка

Поскольку «сороковой» появился в канун ВОВ, о его экспорте не могло быть и речи – «брони», любой, остро не хватало и в танковых войсках СССР. Что касается использования трофейной советской техники, то в Панцерваффе в разное время эксплуатировалось до восьми машин, кроме того, неизвестное количество «коробочек» досталось Румынии.

Оценка Т-40

Концептуально он выступал дальнейшим развитием предшествовавших ему «плавунов» и в этом качестве был весьма неплохим танком. Косвенно это подчёркивает то, что он послужил прототипом для создания послевоенного ПТ-76, который отличался только ростом ТТХ.

Причиной неудачного использования «сороковки» стал характер начала ВОВ – в этот период требовались, прежде всего, тяжёлые и средние танки способные противостоять заматеревшей в Европе «броне» Панцерваффе и выдерживать огонь «антитанков». Лишь это и отчасти безграмотность командного состава стали причиной того, что данная «коробочка» не нашла себе места на полях сражений ВОВ.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.