В нашей предыдущей статье мы рассказали о Т-37А – первом плавающем танке СССР, который, как это часто бывает в случае с новой техникой, имел ряд конструктивных дефектов; их устранение стало причиной появления более совершенного Т-38. Об этой «коробочке» мы и расскажем в данной статье.
Разработка Т-38
Должен констатировать, что к основным недостаткам, которыми доставал «тридцать седьмой» свои экипажи относились ненадёжные трансмиссия и ХЧ – танк был склонен «разуваться» при резких манёврах, кроме того, оставляли желать лучшего прожорливый двигатель и мореходные характеристики машины. Как результат, в начале лета 35-го стартовали испытания перспективного Т-38, который, по сути, был лишь доработанной модификацией своего предшественника максимально унифицированной с ней.

Полигонные тесты продемонстрировали значительный прогресс по ряду показателей, однако, увеличение габаритов и усиление бронезащиты повысившие массу танка на целый центнер стало причиной того, что значительно ухудшился и без того убогий запас плавучести – в результате «тридцать восьмой» не мог перевезти десантом хотя бы пару пехотинцев. Однако отсутствие вариантов заставило принять его на вооружение и приступить к проектированию более совершенных машин.
Компоновка легкого Танка
Если вы знакомы с нашей предыдущей статьёй, то мне остаётся лишь добавить, что на Т-38 корпус в целях повышения остойчивости стал длиннее на 100 и шире на 400 мм, его высота снизилась на 200 мм, а башня и рубка мехвода поменялись местами: первая «съехала» налево, вторая – направо. Толщина вертикальных бронелистов корпуса в среднем возросла на 1 мм, однако конструкция и бронезащита башни осталась без изменений. Прочие улучшения имели своей целью повышение общей надёжности танка и почти никак не отразились на его внешнем виде и компоновке.

Т-38 имел следующие ТТХ:
- Габариты — 3,78/2,33/1,63 м.
- Масса — 3,3 т.
- Бронирование — вертикальное: 9; горизонтальное: 4 мм.
- Двигатель — 1×ГАЗ-АА, 40 л. с.
- Скорость — 40 км/ч, на воде до 6.
- Запас хода — 245 км.
- Вооружение —1×ДТ – 7,62 мм.
- Экипаж — 2 человека.
Всего до 1939 года было изготовлено: 1420 экземпляров.
Основные модификации
Как и в случае с его предшественником на базе «тридцать восьмого» пытались создать разного рода спецмашины и просто оптимизировать базовую модель. Однако в большинстве своём они не вышли из стадии проектирования, это были:
- Т-38М – «тяжеловооружённый» 20-миллиметровкой танк, было выпущено два прототипа и небольшая серия в десять машин.
- Т-38М2 – получил 50-сильный двигатель, в результате скорость движения по шоссе слегка зашкалила за 40 км/ч.
- ОТ-38 – огнемётный танк.
- СУ-45 – истребитель-самоходка, как и в случае с СУ-37 от неё было решено отказаться в связи с большой нагрузкой на командира.
- Т-38РТ – радийный разведывательный танк.
- Т-38-ТТ – участвовал в программе по дистанционному управлению бронетехникой.
Оценивая характер предпринимавшихся попыток модернизировать «тридцать восьмой» должен отметить, что они были ориентированы в основном в сторону оптимизации его основных характеристик, однако этому мешало явно слабое шасси с очень небольшим ресурсом модернизации. В конечном итоге возросшие технические требования к этому виду «брони» и стали причиной свёртывания производства Т-38 в 39-м.
Боевое применение Т-38
«Тридцать восьмые» дебютировали в Польской кампании, «новые» машины было решено свести в «крупные» по тем временам структуры – батальоны. Массированное применение, а также слабость из последних сил сопротивлявшегося противника стало причиной того, что потерь эти танки не понесли вообще. В Финляндии они также применялись достаточно успешно, но лишь тогда, когда враг не располагал противотанковыми средствами.
Германский блицкриг стал причиной потери большей части Т-38 в первые же недели войны (хотя известны случаи достаточно удачного использования этих «коробочек» на ЮЗФ) немногие уцелевшие сведённые в ударные кулаки впоследствии использовались в десантных операциях на Неве (1942) и Свири (1944). Однако обычно они выполняли локальные задачи, охраняли тыловые объекты и использовались как учебные машины в запасных полках, по крайней мере, до лета 1945 года.
Зарубежные операторы
Самым крупным из них стала Финляндия, которая в ходе двух войн захватила и в разное время эксплуатировала до сорока восьми (!) этих «коробочек». Когда они полностью выработали свой моторесурс, толковые суомилайнены создали на их базе макеты советских танков, которые прослужили в качестве учебных подвижных целей вплоть до конца 50-х.
Другие страны Оси также использовали неустановленное количество трофейных танков, насколько я могу судить, лидерство здесь принадлежит румынской армии, в которой имелось несколько десятков советских плавающих танков разных марок.

Оценка Т-38
Характеризуя эту машину, могу констатировать, что концептуально она ничем не отличалась от предшественника, а сам факт её появления был обусловлен стремлением улучшить на нём то, что только было возможно.
Успехи при проведении десантных операций с использованием «тридцать восьмых» позволяют констатировать его эффективность при использовании по назначению. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сей проект был достаточно удачным для своего времени и только характер начала ВОВ в сочетании с быстрым прогрессом техники того периода стали причиной того, что «тридцать восьмой» оказался не удел.