Т-38 – второй «пловец» СССР

Война

В нашей предыдущей статье мы рассказали о Т-37А – первом плавающем танке СССР, который, как это часто бывает в случае с новой техникой, имел ряд конструктивных дефектов; их устранение стало причиной появления более совершенного Т-38. Об этой «коробочке» мы и расскажем в данной статье.

Разработка Т-38

Должен констатировать, что к основным недостаткам, которыми доставал «тридцать седьмой» свои экипажи относились ненадёжные трансмиссия и ХЧ – танк был склонен «разуваться» при резких манёврах, кроме того, оставляли желать лучшего прожорливый двигатель и мореходные характеристики машины. Как результат, в начале лета 35-го стартовали испытания перспективного Т-38, который, по сути, был лишь доработанной модификацией своего предшественника максимально унифицированной с ней.

Малый плавающий танк Т-38 в Военном музее города Верхняя Пышма Свердловской области (Россия)
Малый плавающий танк Т-38 в Военном музее города Верхняя Пышма Свердловской области (Россия)

Полигонные тесты продемонстрировали значительный прогресс по ряду показателей, однако, увеличение габаритов и усиление бронезащиты повысившие массу танка на целый центнер стало причиной того, что значительно ухудшился и без того убогий запас плавучести – в результате «тридцать восьмой» не мог перевезти десантом хотя бы пару пехотинцев. Однако отсутствие вариантов заставило принять его на вооружение и приступить к проектированию более совершенных машин.

Компоновка легкого Танка

Если вы знакомы с нашей предыдущей статьёй, то мне остаётся лишь добавить, что на Т-38 корпус в целях повышения остойчивости стал длиннее на 100 и шире на 400 мм, его высота снизилась на 200 мм, а башня и рубка мехвода поменялись местами: первая «съехала» налево, вторая – направо. Толщина вертикальных бронелистов корпуса в среднем возросла на 1 мм, однако конструкция и бронезащита башни осталась без изменений. Прочие улучшения имели своей целью повышение общей надёжности танка и почти никак не отразились на его внешнем виде и компоновке.

малый плавающий танк Т-38
Малый плавающий танк Т-38

Т-38 имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 3,78/2,33/1,63 м.
  • Масса — 3,3 т.
  • Бронирование — вертикальное: 9; горизонтальное: 4 мм.
  • Двигатель — 1×ГАЗ-АА, 40 л. с.
  • Скорость — 40 км/ч, на воде до 6.
  • Запас хода — 245 км.
  • Вооружение —1×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 2 человека.

Всего до 1939 года было изготовлено: 1420 экземпляров.

Т-38 СССР

Основные модификации

Как и в случае с его предшественником на базе «тридцать восьмого» пытались создать разного рода спецмашины и просто оптимизировать базовую модель. Однако в большинстве своём они не вышли из стадии проектирования, это были:

  • Т-38М – «тяжеловооружённый» 20-миллиметровкой танк, было выпущено два прототипа и небольшая серия в десять машин.
  • Т-38М2 – получил 50-сильный двигатель, в результате скорость движения по шоссе слегка зашкалила за 40 км/ч.
  • ОТ-38 – огнемётный танк.
  • СУ-45 – истребитель-самоходка, как и в случае с СУ-37 от неё было решено отказаться в связи с большой нагрузкой на командира.
  • Т-38РТ – радийный разведывательный танк.
  • Т-38-ТТ – участвовал в программе по дистанционному управлению бронетехникой.

Оценивая характер предпринимавшихся попыток модернизировать «тридцать восьмой» должен отметить, что они были ориентированы в основном в сторону оптимизации его основных характеристик, однако этому мешало явно слабое шасси с очень небольшим ресурсом модернизации. В конечном итоге возросшие технические требования к этому виду «брони» и стали причиной свёртывания производства Т-38 в 39-м.

Боевое применение Т-38

«Тридцать восьмые» дебютировали в Польской кампании, «новые» машины было решено свести в «крупные» по тем временам структуры – батальоны. Массированное применение, а также слабость из последних сил сопротивлявшегося противника стало причиной того, что потерь эти танки не понесли вообще. В Финляндии они также применялись достаточно успешно, но лишь тогда, когда враг не располагал противотанковыми средствами.

Германский блицкриг стал причиной потери большей части Т-38 в первые же недели войны (хотя известны случаи достаточно удачного использования этих «коробочек» на ЮЗФ) немногие уцелевшие сведённые в ударные кулаки впоследствии использовались в десантных операциях на Неве (1942) и Свири (1944). Однако обычно они выполняли локальные задачи, охраняли тыловые объекты и использовались как учебные машины в запасных полках, по крайней мере, до лета 1945 года.

Плавающий танк т-38

Зарубежные операторы

Самым крупным из них стала Финляндия, которая в ходе двух войн захватила и в разное время эксплуатировала до сорока восьми (!) этих «коробочек». Когда они полностью выработали свой моторесурс, толковые суомилайнены создали на их базе макеты советских танков, которые прослужили в качестве учебных подвижных целей вплоть до конца 50-х.

Другие страны Оси также использовали неустановленное количество трофейных танков, насколько я могу судить, лидерство здесь принадлежит румынской армии, в которой имелось несколько десятков советских плавающих танков разных марок.

Захваченный Т-38
Захваченный Т-38

Оценка Т-38

Характеризуя эту машину, могу констатировать, что концептуально она ничем не отличалась от предшественника, а сам факт её появления был обусловлен стремлением улучшить на нём то, что только было возможно.

Успехи при проведении десантных операций с использованием «тридцать восьмых» позволяют констатировать его эффективность при использовании по назначению. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сей проект был достаточно удачным для своего времени и только характер начала ВОВ в сочетании с быстрым прогрессом техники того периода стали причиной того, что «тридцать восьмой» оказался не удел.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.