САУ Хуммель — молот Панцерваффе

Война

Если вы читали наши предыдущие статьи, то вероятно знаете о «Веспе» — первой самоходной гаубице Панцерваффе, одним из недостатков которой был не слишком мощный по меркам второй половины ВМВ главный калибр «инструмента».

Поэтому немцы учитывая тенденции происходящие в развитии мировой артиллерии того периода начали создание САУ вооружённой 6-дюймовой «колотушкой». О том, что у них получилось, вам расскажет эта статья.

Как «взлетал» «Шмель»

Итак, в конце 1941 года высшему военно-политическому руководству Третьего Рейха стало ясно, что Панцерваффе необходимо кардинально усилить самоходной артиллерией, тогда же стало очевидно, что самоходки предоставляют возможность создания высокомобильной гаубичной артиллерии, весьма полезной при проведении кампаний в стиле «Блицкриг».

Немецкая сау Хуммель
Немецкая САУ Хуммель

Это нашло отражение в создании «унифицированного шасси» — а ежели без экивоков, то на роль такового было избрано использовавшееся на «четвёрке» и впоследствии применявшееся для создания штурмовой САУ «Насхорн», причём для него были созданы новые передаточные валы и сделаны другие менее значимые улучшения.

При этом, как вы, наверное, уже догадались, была изменена компоновка – двигатель и трансмиссии перенесли в центр корпуса, отделение управления осталось на своём месте, а боевое «переехало» в корму.

Смонтированная здесь легкобронированная рубка была открыта сверху (хотя впоследствии стала комплектоваться противогранатными решётками) а для посадки командира и расчёта орудия сзади была предусмотрена двустворчатая дверь.

САУ Хммель

В июле 1942-го проект самоходной гаубицы был одобрен фюрером и последовал заказ на первую сотню машин. Первую небольшую пробную партию собрали в феврале, а к апрелю 1943 года выпуск исчислялся уже десятками – как результат к началу операции «Цитадель» в строю уже было 115 «роликов» этого типа.

Впрочем, должен вам заметить, что из них на фронт попало меньше половины – остальными немцам пришлось укомплектовать учебные подразделения, долженствующие обеспечить выпуск кадров для этого рода артиллерии.

Также должен заметить, что как и в случае с «Осами» параллельно выпуску САУ пришлось налаживать и производство транспортёров боеприпасов к ним – всего в 1943 году первых было выпущено 368, вторых – 96.

Суммарный же тираж до прекращения производства составил, соответственно, 724 и 157 «роликов». Как правило, во фронтовых частях на шесть гаубиц приходилось два погрузчика боекомплекта, с учётом того, что САУ могла нести лишь 18 раздельных выстрелов, это представляется явно недостаточным, однако дефицит шасси, необходимого для среднего танка и других машин не позволял выпускать их в большем количестве.

Технические характеристики САУ «Hummel»

Самоходка имела следующие ТТХ:

  • Габариты — 7,17/2,97/2,81 м.
  • Масса — 24 т.
  • Бронирование: вертикальное — 10мм горизонтальное -28 мм.
  • Двигатель — 1×HL 120 TRM, 265 л. с.
  • Скорость — 40 км/ч.
  • Запас хода — 215 км.
  • Вооружение — 1×sFH 18 L/30, 150 мм (вертикальная амплитуда составляла 42°, горизонтальная — 30°); 1×MG-42, 7,92 мм.
  • Экипаж — 6 человек.

сау шмель 2

Боевое Применение САУ Хуммель

К сожалению, об использовании этих самоходок очень мало информации – могу лишь сообщить, что они в основном применялись с закрытых позиций, а их мощные стволы, добрасывавшие крупнокалиберные «болванки» на 13 километр вглубь территории противника снискали им высокую популярность в частях вермахта.

Боевое крещение гаубичные самоходки получили под Курском, впоследствии применялись на всех европейских фронтах ВМВ – обращаю ваше внимание на то, что иногда они использовались и для поддержки танков на поле боя – разумеется, никакая «броня» не могла «переварить» попадание почти 44-килограммовых «гостинцев».

Хотя это было не очень рациональным использованием дефицитных крупнокалиберных боеприпасов, но на Восточном фронте, где обе стороны использовали самую мощную в истории ВМВ бронетехнику, это оказалось достаточно уместным.

сау хммель 3
Немецкий САУ Шмель

Оценка Проекта Шмель

Характеризуя САУ «Hummel» в целом могу уверить вас, что симбиоз мощного ствола и славного своей надёжностью модернизированного шасси «боевого носорога» определило появление одной из самых эффективных «в своём калибре» самоходок ВМВ, что признаётся всеми источниками, включая отечественные.

Пожалуй, единственными сопоставимыми с ней машинами были только американский «Длинный Том» и наш «Зверобой». Однако здесь стоит иметь в виду, что «американка» предназначалась исключительно для работы в качестве гаубицы и не имела даже противоосколочного бронирования, а отечественная самоходка, напротив, была создана для применения в основном непосредственно на поле боя и вдвое уступала «немке» по дальнобойности, другие же участники ВМВ вообще не имели ничего подобного.

Таким образом, надо констатировать, что немцы, преследуя цель создания на базе штурмовой САУ самоходную гаубицу, получили и то, и другое.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.