Сау Wespe — оса жалящая в глубину

Война

Как вы знаете из наших прошлых статей, Pz. II стал основой для создания многих вспомогательных машин. В том числе и САУ «Веспе», которая сыграла заметную роль на определённом этапе ВМВ. О ней мы и расскажем вам в этой статье.

Нужна «быстрая» гаубица!

Вообще должен заметить, что по штату каждую панцер-дивизию поддерживал моторизованный гаубичный полк, имевший в своём составе 24 ствола калибра 105 миллиметров, буксируемых мощными тягачами. Поскольку в Польше боевые действия не носили характера «гонки со временем», эта артиллерия была вполне эффективна, иное дело Французская кампания, когда Панцерваффе выполнили бросок на сотни километров.

Веспе
САУ Wespe она же ОСА

Разумеется, при этом буксируемая артиллерия безнадёжно отстала от частей первой линии таранивших оборону врага, что стало причиной больших потерь и поставило вопрос о создании самоходной гаубичной артиллерии, но быстрый разгром Франции обусловил то, что его тогда «спустили на тормозах».

Однако вскоре началась Восточная кампания, вновь актуализировавшая тему самоходных гаубиц. Это было обусловлено тем, что немцы здесь столкнулись с превосходящей гаубичной артиллерией РККА в основном использовавшей стволы калибра пять дюймов, превосходившие германские четырёхдюймовки по ряду характеристик, таким образом, маневренность артиллерийских установок становилась немаловажным качеством.

Ну а, кроме того, как и во Франции, стремительное наступление 1941 года вновь стало причиной отставания буксируемой артиллерии от передовых частей.

Веспе модель
Модель Веспе

Сначала командование Панцерваффе пыталось решить проблему «на коленке» используя трофейную технику для создания требуемых машин едва ли не кустарным способом. Самый рельефный пример – САУ «Geschutzwagen» I, созданная на базе лёгкого танка, однако необходимость иметь самоходные гаубицы в большом количестве обусловила возникновение в 1942 году проекта «Веспе», для нужд которого было решено задействовать устаревшие танки Pz. II.

Разработка Веспе

Прототип изготовили специалисты фирмы «Alkett» — он предполагал достаточно серьёзную перекомпоновку «двойки». Двигатель, 140-сильный HL 62 TR, разгонявший машину до 40 км/ч был перенесён в центральную часть, дабы освободить место в корме для установки боевой рубки. Замечу, что при полной заправке двух баков суммарным объёмом до 170 литров он обеспечивал дальность хода в 200 километров по шоссе.

Ходовая часть лишилась одного поддерживающего катка, место мехвода, ввиду необходимости разместить элементы трансмиссии, пришлось сдвинуть вперёд – для этого в наклонной лобовой броне была создана небольшая надстройка. Также должен отметить, что на машинах поздних выпусков был на 220 миллиметров удлинён корпус, что увеличило вес этого варианта САУ до 11,5 тонн.

Wespe рубка
Wespe рубка

В означенной легко бронированной рубке, имевший откидной кормовой лист, что облегчало погрузку БК (32 раздельных выстрела), устанавливалась 105-миллиметровая гаубица IFH 18/2 L/28, имевшая углы вертикального наведения от -5° до +42° и горизонтального ±17°. Кроме орудия САУ комплектовалась пулемётом MG-17; радиооборудование было представлено приёмно-передающей радиостанцией Fu-5.

К сожалению, нередко эстеты от «брони» не обращают внимания на вспомогательные машины, которые обеспечивают её работу – дабы «исправить» сию «несправедливость» хочу обратить ваше внимание на то, что для обслуживания самоходки на базе Pz. II был создан и погрузчик боеприпасов для неё, который отличался только отсутствием ствола – «Mun Schel» мог транспортировать до 90 выстрелов.

Производство Wespe

Разумеется, выпуск САУ и транспортёра был налажен на заводах доселе специализировавшихся на сборке танков Pz. II, ergo, хорошо знакомых с базой этих машин – это были производственные мощности «FAMO» и польского «Ursus». Всего за 1943 год было произведено 517 и 104 машины, соответственно, а общий выпуск до прекращения в середине 1944 года составил 676 и 159 единиц.

Веспе

Боевое применение

Боевое крещение эти машины получили в составе корпуса Манштейна, который после провала попытки деблокировать Сталинград сдерживал советское наступление и даже смог отбить Харьков к марту 1943 года. Впоследствии они воевали и на Восточном и на Западном фронтах, а также на Апеннинах – их военная карьера закончилась только с ВМВ в Европе.

Как правило, в одну батарею «Ос» входили 6 САУ и пара транспортёров, что обеспечивало ей тройной БК. Они действовали с закрытых позиций, хотя должен заметить, что в их БК на всякий случай, которые, как известно разными бывают – особенно на войне, входили и бронебойные снаряды. Мера была отнюдь не лишней – прорывы советских танков в глубину обороны вермахта нередко заставляли применять эти «болванки».

Веспе бой

К сожалению, я не располагаю информацией о подробностях их участия в боях – немцы, относившиеся к самоходной артиллерии как к второстепенной силе, не уделяли ей особого внимания. Тем не менее, должен отметить, что в 1943 году количество самоходных батарей в танковых дивизиях непрерывно росло, с шести в мае до тридцати одной в декабре, что косвенно свидетельствует о высокой эффективности самоходки.

«Оса» — оценки «Брони»

Коль скоро самоходные гаубицы активно применялись всеми участниками ВМВ, должен констатировать, что «Веспе» не стала чем-то оригинальным. При этом она по ряду характеристик превосходила британские аналоги, несколько уступала американским M7 и значительно – советским «монстрам» СУ-122 и СУ-152.

К очевидным недостаткам этой машины относились, прежде всего, свойственные танку, на базе которого она была создана – это ненадёжность шасси и недостаточная мощность двигателя.

При этом должен отметить, что они усугублялись тем, что конструкция САУ оказалась явно перетяжелённой, как результат, частые поломки, снижающие боеготовность частей не хуже огневого воздействия противника, были обычным явлением. Этот же фактор стал причиной того, что она имела только противоосколочное бронирование, что стало причиной явно «лишних» потерь.

Сау веспе
Сау Веспе

Тем не менее, оценивая проект в целом, могу констатировать, что это был вполне удачный вариант использования на «вторых ролях» устаревшего танка и орудия. Также хочу обратить ваше внимание на то, что эта машина являлась универсальным инструментом и для артиллерийской обработки переднего края (на глубину до двенадцати километров) и для работы по бронетехнике. Таким образом, проект «Веспе» приходится признать если не успешным, то достаточно эффективным.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.