Marder I — под чужим флагом

Война

Как вы знаете из наших прошлых статей, ещё Польская кампания вермахта продемонстрировала необходимость поддержки танковых атак САУ с противотанковыми орудиями, в случае необходимости долженствующих эффективно нейтрализовать возможные контратаки бронетехники противника.

Уже во Франции немцами применялись самоходки «Панцерягер» I, созданные на базе Pz. I, а после разгрома этой страны в их руки попал ряд «роликов» на базе которых была создана САУ «Мардер» I, о которой мы и расскажем в этой статье.

САУ Мардер
САУ Мардер

Тягачь-бтр-сау

Итак, летом 1940 года немцы взяли во Франции беспрецедентно большие трофеи, среди них сотни гусеничных тягачей-бронетранспортёров «Лоррейн» 37L, разработанных французской фирмой «Дитрих компании» из града Люневилля.

Стоит отметить, что эту машину галлы разработали в 1937 году и, хотя она получилась намного более тяжёлой, нежели предписывалось техническим заданием (4 тонны, против 2,6) за неимением лучшего была принята на вооружение.

Французский «ролик» имел следующую компоновку: трансмиссия в передней части, за ней отделение управления, за ним – моторное и в корме – транспортно-грузовое. В принципе, несмотря на перетяжеление, результат был признан достаточно удачным, всего было произведено 432 экземпляра.

мардер сау

Поскольку французы не имели практического опыта современной танковой войны, то на вооружении их бронесил в 1940 году попросту не было САУ, однако необходимость бороться с «роликами» Панцерваффе привела их к тем же выводам, что и немцев. Как результат, ещё до капитуляции начались работы по установке на «Лоррейн» 47-миллиметрового противотанкового орудия.

Впоследствии этот образец также был захвачен вермахтом – как вы понимаете для «просвещённых панцерников» более прозрачных намёков попросту не требовалось.

Я тебя слепила из того, что было…

Когда Восточный фронт определил необходимость в большом количестве САУ вооружённых танкобойными орудиями, фирма «Alkett» получила заказ на разработку таковой на базе «Лоррейна», который предполагалось вооружить 75-миллиметровой Pak 40 L/46.

Этот проект предполагал монтаж в грузовом отделении тягача полуоткрытой легкобронированной надстройки, в которой и должно было устанавливаться орудие, а также пулемёт, долженствующий в случае необходимости работать как по наземным, так и по воздушным целям. Однако ввиду дефицита этого орудия часть машин была вооружена Pak 38 L/60 калибра 50 мм.

САУ Мардер
САУ Мардер

Стоит отметить, что часть «Куниц» была создана на базе танков H 35 и FCM 36, у которых двигатель располагался в корме, таким образом, боевое отделение пришлось сместить ближе к центру. Кроме того, эти машины унаследовали достаточно серьёзное бронирование: 45 мм – лоб, 40 мм – борт, 30 мм – корма, тем не менее, впоследствии она нередко усиливалась навесными экранами.

Примечательно, что «Мардеры» на базе 37L и H 35, оснащённых 70-сильным двигателем внутреннего сгорания могли развивать скорость свыше 35 км/ч, а созданные на базе FCM36 имевшего 90-сильный дизельный двигатель давали не более 25 км/ч.

Ходовая часть у всех машин включала шесть катков сгруппированных в три парные тележки, заднее колесо было направляющим, переднее – ведущим. Сколько всего машин было переоборудовано точно неизвестно, но можно констатировать, что до 1945 года Панцерваффе в общей сложности получили не более 285 единиц.

мардер сау

От Луары до припяти

Должен заметить, что о боевом применении этих САУ очень мало информации. Так, известно, что они в основном служили во Франции, что было обусловлено стремлением немцев использовать трофейную технику, там, где она была произведена, ибо это снижало остроту проблемы ремонта и дефицита деталей. Эпизодически эти машины появлялись и в Италии и на центральном участке Восточного фронта.

Характеризуя их непосредственное участие в боях должен предположить, что там, где они могли занять позицию с хорошими секторами обстрела, возможности их орудия делали их хозяевами положения. Если же танки засекали их позиции, то нередко исход боя решал такой фактор, как уровень защищённости, а здесь преимущество было за машинами второй половины ВМВ.

Отчасти это продемонстрировали бои в Северной Франции, где погибла значительная часть «Мардеров» I. Тем не менее, эти самоходки применялись практически до самого конца – по немецким данным последняя из них была потеряна 01.05.1945 на Западном фронте.

мардер 1

Итоги и оценки Мардер I

Полагаю, можно констатировать, что «Мардер» I имели достаточно надёжную ходовую часть, это вкупе с мощным орудием определяло их высокую эффективность против англо-американской бронетехники.

Таким образом, их широкое использование во Франции было вполне оправдано, как и практически полное отсутствие на Восточном фронте, где уместнее было использование САУ с более мощными орудиями. Поскольку западные союзники имели полное превосходство в воздухе, то это и стало причиной потерь большинства «Куниц». Однако в целом проект представляется весьма удачным.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.