Panzerjäger I — немецкая самоходная артиллерийская установка

Война

Если вы читали мои предыдущие статьи, то наверняка помните о Pz. I ставшем первым танком Панцерваффе, но не обладавшем особыми боевыми качествами, что и продемонстрировало его участие в Испанской войне и Польской кампании. В силу этого началось переоборудование некоторых из них в САУ, чтобы хоть как-то использовать созданные шасси. О создании и боевой службе «Панцерягеров» вам расскажет эта статья.

Ну и что с ними делать?

К завершению Польской кампании в составе Панцервафе всё ещё пребывало  более полутысячи этих устаревших машин, слабо приспособленных к «прогрызанию» полевой обороны и абсолютно беспомощных в боях с вражеской бронетехникой и «антитанками».

Не могу сказать, что немцы не предпринимали попытки модернизировать эти «ролики», устанавливая на них более мощное оружие и бронирование, однако в виду того, что ресурс их модернизации был крайне ограничен, это не принесло серьёзных результатов. Тогда было решено переоборудовать их в самоходки, этой задачей и озадачили компанию «Alkett», которая предложила следующие проекты:

  • Зенитная САУ, вооружённая 20-миллиметровой Flak-38.
  • Противотанковая САУ с 37-миллиметровой PaK 35/36.
  • Штурмовая САУ с 75-миллиметровой LelG-18.

Стоит отметить, что было изготовлено 24 ЗСУ, воевавших на втором году ВОВ на Восточном фронте, другие проекты ввиду слабости шасси оказались не реализуемыми. Казалось бы, это должно было стать приговором для сотен этих «роликов», но после захвата Чехословакии в руки немцев попало несколько сотен 47-миллиметровых танкобойных орудий обладавших весьма подходящими характеристиками, как в смысле огневой мощи, так и в плане возможности монтажа на Pz. I Ausf.B.

Panzerjäger I
Panzerjäger I

В результате в марте 1940 года был принят на вооружение вариант предполагавший установку П-образной надстройки, имевшей противопульное бронирование. Орудие имело сектор обстрела 34° в горизонтальной и от -8° до +12° в вертикальной плоскости. БК включал 86 снарядов.

В результате получилась САУ со следующими ТТХ:

  • Габариты — 4,42/2,06/2,26 м.
  • Масса — 6,4 т.
  • Бронирование — вертикальное: 15 мм.
  • Двигатель — 1×NL38TR, 100 л. с.
  • Скорость — 40 км/ч.
  • Запас хода — 150 км.
  • Вооружение -1×Skoda A5, 47 мм.
  • Радиооборудование — Fu-2 или Fu-5.
  • Экипаж — мехвод, заряжающий, командир-наводчик.

Всего было переоборудовано порядка 200 машин.

Боевое Применение Panzerjäger I

Как вы уже вероятно догадались, боевой дебют «Панцерягеров» состоялся во Франции. К тому времени уже были введены в строй четыре противотанковых батальона, впоследствии неплохо зарекомендовавших себя в борьбе с бронетехникой и полевой обороной противника.

Пожалуй, единственной французской машиной способной уверенно противостоять им в артиллерийском поединке был только тяжёлый B-2.

С другой стороны САУ получила ряд нареканий обусловленных низкой надёжностью ходовой части, слабостью бронирования не всегда спасавшего даже от пуль и осколков, плохим обзором и теснотой в боевом отделении машины.

Панцерягер
Панцерягер

В Югославии воевала всего одна рота, вооружённая этими самоходками. Поскольку им не пришлось встретиться с бронетехникой, вся их боевая работа свелась к уничтожению отдельных очагов обороны, так, наиболее интенсивными были бои за греческий город Клиди. «Панцерягеры» потерь не понесли.

В Африке действовал целый батальон, воевавший на этих машинах. Должен заметить, что достаточно успешно: 30-миллиметровое бронирование британских крейсерских танков не было проблемой для 47-миллиметрового орудия, зачастую «вскрывавшего» его обычными фугасными снарядами.

С более толстобронными пехотными «Матильдами» немцам приходилось повозиться – начиная с 600 метров, обычный снаряд «Шкоды»(выпуск шёл на заводах всем знакомой сегодня автомарки Шкода) был недостаточно эффективен, хотя нередко и провоцировал внутренние отколы брони, поражая экипаж осколками. Но, как правило, применение подкалиберных боеприпасов позволяло уничтожать и их.

мPanzerjäger I

На Восточном фронте изначально было задействовано одиннадцать батальонов, вооружённых этими САУ. Примечательно, что большая часть потерь понесённым ими стала результатом не огневого воздействия противника (немцы старались действовать из засад, что снижало риск получить «болванку») а действием наших «чудо-дорог», которые по праву могут именоваться противотанковыми. Вы ведь помните о проблемах с ходовой частью, характерной для Pz. I? Так вот к началу 1943 года в строю оставалось всего около двух десятков машин.

В немалой степени это было обусловлено и тем, что встреча с советскими танками один на один, как правило, заканчивалась для германских «жестянок» фатально – даже «сорокапятки» БТ и Т-26 превращали их металлолом, что уж говорить о более мощных 76-миллиметровых орудиях?

В то же время эффективность «Шкоды» против брони современных машин оказалась не слишком высокой, так, даже бронебойные и подкалиберные снаряды если и не рикошетили от наклонных бронеплит свечой в небеса, зачастую не имели достаточной пробивной способности.

Первый блин…

Оценивая проект «Панцерягер» в целом могу констатировать, что его реализация была, главным образом, обусловлена стремлением хоть как-то использовать сотни имеющихся в распоряжении Панцерваффе шасси устаревших Pz. I, что и стало причиной начала экспериментов с установкой на них разного рода орудий.

Вариант с чешским стволом оказался достаточно удачным, хотя, пожалуй, стоит констатировать, что это было достигнуто в большей степени благодаря показателям орудия, нежели откровенно слабого носителя оного. Тем не менее, поскольку эти САУ вполне эффективно применялись на определённом этапе гитлеровского «блица», можно констатировать успех проекта.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.