Броненосцы типа «Екатерина II» — Черноморская четвёрка

Война

В предыдущей работе мы рассказали вам о «Петре Великом» послужившем прототипом для трёх десятков броненосцев созданных в последующие три десятилетия. И первыми из них стали корабли типа «Екатерина II» растиражированные в количестве четырёх экземпляров – о них мы и поведаем вам в этой статье.

Барбетные «тараны»

Одним из немногих позитивных итогов Берлинского конгресса стала возможность восстановления Черноморского военного флота, для чего отечественные кораблестроители самым внимательным образом изучали иностранный опыт, который и воплотили в первой серии черноморских броненосцев.

Барбет — это заниженная неподвижная платформа в форме цилиндра, для установки орудий защищающее палубу и основание орудия от снарядов.

Замечу, что начало «века угля и стали» ввиду несовершенства практически без изменений унаследованной от парусного флота артиллерии вернуло на крупные корабли таран, который с успехом применялся австрийцами в сражении при Лиссе 20 июля 1866 вошедшем в историю как первый бой броненосных эскадр.

В.В арбузов чертеж из книги Броненосцы типа Екатерина 2
В.В Арбузов чертеж из книги Броненосцы типа «Екатерина II»

 

Однако итальянцы сочли своё поражение в том бою делом случая и сделали ставку на усиление артиллерии – теоретически это выглядело более прогрессивным шагом, однако тогда привело к созданию монстров типа «Италия» с орудиями торпедного калибра, которые устанавливались в центральной бронированной надстройке (барбете) и обладали ничтожно низкой скорострельностью.

В итоге отечественные кораблестроители решили взять на вооружение обе идеи, по возможности нивелировав недостатки «артиллерийской» — результатом их теоретических изысканий и стал проект «Екатерина II».

Особенности конструкции броненосцев «Екатерина II»

Как мы знаем, линейные корабли потому так и назывались, что вели бой в составе линии, а это предполагало работу артиллерии в положении «на борт», однако коль скоро теперь помимо артиллерийской дуэли предстояли таранные атаки, то вполне логичным было максимально увеличить количество стволов работающих на нос.

Как результат новые броненосцы получили шесть орудий Главного Калибра (ГК), при этом две спарки располагались в передней части барбета и одна в задней.

Броненосец Георгий Победоносец
Броненосец «Георгий Победоносец»

Такое расположение артиллерии обеспечивало возможность работы четырьмя стволами ГК в положении на нос и на борт.

Замечу, что на «Екатерине», как и на итальянских прототипах орудия поднимались над барбетом только в момент выстрела, на «Чесме» и «Синопе» это уже считалось конструктивным излишеством, хотя сами орудийные установки не получили никакой бронезащиты, а на «Георгии Победоносце» было предусмотрено только лёгкое противоосколочное бронирование.

Эти корабли имели водоизмещение до 11 000 тонн, две паровые машины суммарной мощностью порядка 10 000 лошадиных сил разгоняли их до 16 узлов, что по тем временам было весьма неплохим показателем.

Вообще, необходимость выполнения таранных атак прямо требовала от кораблей высокой скорости («итальянцы» развивали до 18-ти) однако русские инженеры сочли целесообразным найти разумный компромисс между скоростью и защищённостью.

Так, если у «Италии» был забронирован только барбет, то «Екатерина» и её систершипы получили полноценные броневой пояс, защищавший от огня не только скорострельной артиллерии, но и орудий ГК.

Служба броненосцев

Первые три корабля были заложены в 1883-м, введены в эксплуатацию шестью годами позднее и всю свою жизнь не покидали черноморской акватории.

Головной корабль серии неоднократно проходил разного рода модернизации – после цусимской катастрофы предполагалось переоборудовать его в обычный башенный броненосец, однако проект в виду его стоимости был сочтён нецелесообразным. С 1908 года он использовался в качестве плавучей цели, а в канун ПМВ был сдан на разделку.

Броненосец Синоп
Броненосец «Синоп»

Броненосец «Чесма» ещё до начала Японской войны предполагалось перевооружить двумя башенными установками ГК. Однако в 1905 году они были переданы на строящийся «Иоанн Златоуст», для которого устаревший броненосец и послужил плавучей целью при испытании новых 12-дюймовых орудий 9 апреля 1912 года на полигоне у Тендровской косы (Херсонская область).

Замечу, что здесь он до сих пор и лежит, пленяя черноморских дайверов.

«Синопу» была суждена более долгая служба – в 1906-м по образцу «Петра Великого» он был реконструирован в учебный корабль, получив вооружение броненосного крейсера. В годы Первой мировой войны (ПМВ) служил брандвахтенным кораблём главной базы флота, затем стал флагманом ДВФ.

Брандвахта — это корабль, осуществляющий защиту порта или какой-либо акватории, а также проверку подозрительных судов (что то вроде береговой охраны).

В период Гражданской войны неоднократно менял флаг, пока 24 апреля 1919 не был взорван интервентами – впоследствии советское правительство решило не восстанавливать безнадёжно устаревший броненосец и в начале 20-х он был разделан на метал.

«Георгий Победоносец» помимо технических нововведений отличался от своих систершипов более быстрой постройкой – он был заложен 05 мая 1891 года и вступил в строй в сентябре 1893-го. Пожалуй, самым резонансным событием его службы стало присоединение к восстанию «Потёмкина» 30 июня 1905, однако уже на следующий день оставшаяся верной правительству часть экипажа посадила его на мель.

Броненосный корабль Чесма.
Броненосный корабль «Чесма»

Впоследствии служил брандвахтенным судном, в этом качестве и встретил ПМВ – 29 октября 1914 он получил боевое крещение, сцепившись с «Гебеном», а через три недели участвовал в стычке с ним же у мыса Сарыч, однако не добился никаких результатов.

В конце Гражданской войны был захвачен врангелевцами, которые и угнали его в Бизерту. Впоследствии был признан собственностью СССР, но поскольку советскому правительству в качестве боевого корабля оказался неинтересен, то в середине 20-х его продали на разделку французам.

Эскадренный броненосец Екатерина II в Севастополе, 1902 год.
Эскадренный броненосец Екатерина II в Севастополе, 1902 год.

Оценка проекта «Екатерина II»

К сожалению, оный приходится признать не самым удачным – как известно война это «спор щита и меча» — концепция этих кораблей появилась тогда когда «щит» был явно сильнее и «меч» находился в лихорадочном поиске технологии, которая позволила бы восстановить статус-кво. Ей и виделись тогда таранные броненосцы – хочу подчеркнуть, что в этом качестве они получились достаточно удачными кораблями, но…

Уже на «Екатерине» стояли 12-дюймовые орудия, длинной 30 калибров имевшие серьёзное превосходство над 20-калиберными стволами балтийского «патриарха» в дальнобойности и бронепробитии.

Последние два корабля серии несли 35-калиберные стволы, а «классикой» Японской войны стали орудия 40-го калибра, которые не оставляли бронезащите «таранов» шанса на любой дистанции, а тем более при попытке боднуть их носитель в борт. Таким образом, развитие артиллерии определило стремительное устаревание таранных броненосцев в итоге ставших лишь кратким эпизодом в истории отечественного и мирового кораблестроения.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.