Броненосец «Петр Великий» – первый российский эскадренный броненосец

Война

При создании этого принципиально нового корабля учитывался и отечественный и иностранный опыт, в частности рассматривался проект британского броненосца «Кэптен» от копирования которого всё же было решено отказаться в пользу предполагавшего более рациональное расположение артиллерии ГК способной работать в направлении на нос и на корму.

Должен отметить, что изначально планировалось установить на него монструозные отечественные 508-миллиметровые орудия, но в итоге от них отказались в пользу крупповских 305-миллиметровых.

Овсянников С.И., Броненосный корабль Петр Великий, С-Пб. Гангут, 2002
Овсянников С.И., Броненосный корабль «Петр Великий», С-Пб. Гангут, 2002

Проектные изыскания продолжались до 1870 года, параллельно на Кронштадтском Пароходном заводе началось строительство корабля – замечу, что поскольку дело было достаточно новым, предполагалось, что придётся не раз переделывать многие элементы.

Это оказалось тем более актуально, что в процессе строительства изначальный проект несколько раз дорабатывался в сторону увеличения тоннажа, который в итоге достиг 10 400 тонн.

11 июля 1870 года, когда были готовы основные комплектующие, состоялась закладка и церемония освящения. Замечу, что хотя изначально корабль носил название «Крейсер» 30 мая 1872 года он был переименован в «Пётр Великий». 15 августа был выполнен спуск на воду, а в конце сентября броненосец перевели в главную базу флота на достройку, которая проходила столь же долго и со многими задержками.

«Это был большой облом»

Лишь 03 октября 1874 года стартовали первые испытания, в ходе которых выяснилось, что установленные на корабле винты Гирша слишком сильно подвержены кавитации, это в конечном итоге определило необходимость их замены.

Кавитация — это физическое явление, приводящее к понижению давления и образованию газосодержащих пустот в жидких средах ( в случае с винтом, при увеличении скорости вращения и достижении определённых показателей, скорость судна не меняется и более того может в итоге упасть при достижении следующей так называемой второй стадии, примерно на 20%).

В июле-августе 1876-го были смонтированы башни и установлены новые винты Гриффитса, после погрузки БК начались артиллерийские и ходовые испытания: первые продемонстрировали удовлетворительные результаты, вторые помимо того, что броненосец не выдал расчётных мощности и скорости, выявили ряд дефектов машин и механизмов.

Исправление оных было возложено на завод-изготовитель, поэтому расчёт с ним был задержан. 2 октября 1876 года корабль в целом был признан годным к службе.

Петр великий на ремонте

На ремонт… на Альбион!

До 1878 года инженеры Бердского завода пытались исправить технические недостатки силовой установки, параллельно броненосец проходил боевую подготовку, при этом 7 июля 1878 года произошла авария – оборвалась цепь крепления одного из якорей, что стоило жизни шести матросам.

Кроме таких «простых» дефектов, в скором времени обнаружилось, что износ силовой установки не оставляет шансов на её «доведение до ума», это в конечном итоге привело к идее замены машин и механизмов в Великобритании.

В мае 1881-го после заключения соответствующих договорённостей «Пётр Великий» вышел в своё первое заграничное плавание – должен заметить, что тем самым Морской Технический Комитет расписался в своём бессилии создать боеспособный корабль.

Петр великий на вояже

Средиземноморский вояж «Петра Великого»

К 23 января 1882 все работы были выполнены, и броненосец вышел на ходовые испытания, продемонстрировав скорость 14,4 узла при мощности 8300 лошадиных сил. Месяц спустя был получен приказ о следовании в Средиземное море, где кораблю предстояло стать флагманом Средиземноморской эскадры, базировавшейся на Пирей. В порт назначения он прибыл 11 апреля.

Посетив ряд итальянских портов, эскадра перешла в Тулон, затем вернулась в Неаполь, где «Петра» настиг приказ о возвращении в Кронштадт, куда он прибыл 31 августа 1882 года. Хочу обратить ваше внимание на то, что, по сути, его средиземноморский вояж был ни чем иным как демонстрацией силы.

Служба и модернизация броненосца

В течение десяти лет корабль являлся основной боевой единицей Балтийского флота, так как реализация программы строительства броненосного флота 1881 года затянулась. Зимой 1892-го на нём были заменены котлы, в 1895-м он был снабжён противоминными 87-миллиметровыми орудиями и сетями.

Тогда же был разработан вариант перевооружения, предполагавший установку новых башен ГК и среднекалиберной артиллерии в удлинённой центральной надстройке-каземате. В 1898-м старые башни были демонтированы, но установка новых затянулась в связи с тем, что все доступные ресурсы были задействованы для реализации программы строительства броненосцев Тихоокеанской эскадры.

Дело «зависло» на добрых пять лет, за которые корабль окончательно устарел, и его модернизация была признана нецелесообразной.

«Петр Великий» в учебном отряде

Тогда было принято решение переоборудовать его в учебный корабль для подготовки кадров флота, однако начало Японской войны поставило крест и на этих планах – теперь все ресурсы шли в пользу 2-й Тихоокеанской эскадры.

Лишь в 1907 году, когда после завершения революционных вакханалий у царского правительства «дошли руки» до возрождения флота «патриарх» наконец удостоился повышенного внимания мастеров Балтийского завода.

К 1908-му он получил вооружение броненосного крейсера и в последующие годы был задействован при обучении гардемарин и комендоров; нередко ему приходилось изображать условного противника, «сражаясь» с 1-й бригадой линкоров. В этой должности его и застала новая война.

Петр великий модернизация
«Петр Великий»

Финал карьеры эскадренного броненосца «Петр Великий»

В период ПМВ корабль служил в качестве базы подлодок, базируясь на Ревель, это стало причиной того, что он избежал эксцессов a-la «Кронштадтская ночь длинных ножей», однако зимой 1918-го, когда кайзеровская армия подошла к этой базе флота для Ревельской группировки возникла угроза пленения.

Поэтому она была эвакуирована в Кронштадт в ходе знаменитого Ледового похода, проходившего в три этапа – в числе последних в главную базу флота был переброшен и «Пётр Великий», замечу, что по случаю революции он был переименован в «Баррикады».

Вскоре корабль был передан в порт на хранение, впоследствии с него были сняты артиллерия и всё ценное оборудование, а в 1921 году он был реконструирован в минный склад.

Броненосец Петр

Вторая Мировая

Ленинградское наводнение выбросило корабль на берег, где он и простоял до 05 октября 1927, когда теперь уже у советской власти «дошли руки» до восстановления флота – эпроновцы сдёрнули его с отмели и передали на ремонт.

В период ВМВ он по прежнему использовался как минный блокшив – при этом даже принял на старости лет боевое крещение, так, в ходе налёта Люфтваффе 23 сентября 1941 года несколько бомб легли в опасной близости от него, но поясная броня легко выдержала и гидравлический удар и тем более удары осколков.

На закате жизни

В 1949-м бывший флагман флота переоборудовали в казарму; в одном из документальных фильмов один из её обитателей рассказывает следующее: «мы догадывались, что живём на бывшем боевом корабле, но на каком именно не знали».

Вскоре на нём также разместили склад химического имущества, однако послевоенное восстановление и развитие страны требовало ресурсов – в 1959-м первый российский броненосец был примитивно сдан на разделку.

Броненосец «Петр Великий» – первый российский эскадренный броненосец

Оценка проекта

«Пётр Великий» вошёл в историю как один из самых мощных линкоров своего времени, хотя и надо отметить, что концептуально он представлял собой не «классический» броненосец, а выросший до соответствующих размеров монитор.

Тем не менее, он стал важнейшей вехой в отечественном кораблестроении – с него началось строительство тяжёлых боевых кораблей исключительно на машинном ходу и с достаточно современной по меркам «железного века» артиллерией.

Кроме того, хочу отметить, что создание экспериментального корабля с использованием лучших материалов определило и его долговечность – он оставался в строю более восьмидесяти лет, став одним из самых известных кораблей-долгожителей. И, пожалуй, лишь наплевательское отношение советской власти к дореволюционному периоду отечественной истории не позволило ему достичь заветного столетнего юбилея.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.