Броненосец «Петр Великий» – первый российский эскадренный броненосец

Война

При создании этого принципиально нового корабля учитывался и отечественный и иностранный опыт, в частности рассматривался проект британского броненосца «Кэптен» от копирования которого всё же было решено отказаться в пользу предполагавшего более рациональное расположение артиллерии ГК способной работать в направлении на нос и на корму.

Должен отметить, что изначально планировалось установить на него монструозные отечественные 508-миллиметровые орудия, но в итоге от них отказались в пользу крупповских 305-миллиметровых.

Овсянников С.И., Броненосный корабль Петр Великий, С-Пб. Гангут, 2002
Овсянников С.И., Броненосный корабль «Петр Великий», С-Пб. Гангут, 2002

Проектные изыскания продолжались до 1870 года, параллельно на Кронштадтском Пароходном заводе началось строительство корабля – замечу, что поскольку дело было достаточно новым, предполагалось, что придётся не раз переделывать многие элементы.

Это оказалось тем более актуально, что в процессе строительства изначальный проект несколько раз дорабатывался в сторону увеличения тоннажа, который в итоге достиг 10 400 тонн.

11 июля 1870 года, когда были готовы основные комплектующие, состоялась закладка и церемония освящения. Замечу, что хотя изначально корабль носил название «Крейсер» 30 мая 1872 года он был переименован в «Пётр Великий». 15 августа был выполнен спуск на воду, а в конце сентября броненосец перевели в главную базу флота на достройку, которая проходила столь же долго и со многими задержками.

«Это был большой облом»

Лишь 03 октября 1874 года стартовали первые испытания, в ходе которых выяснилось, что установленные на корабле винты Гирша слишком сильно подвержены кавитации, это в конечном итоге определило необходимость их замены.

Кавитация — это физическое явление, приводящее к понижению давления и образованию газосодержащих пустот в жидких средах ( в случае с винтом, при увеличении скорости вращения и достижении определённых показателей, скорость судна не меняется и более того может в итоге упасть при достижении следующей так называемой второй стадии, примерно на 20%).

В июле-августе 1876-го были смонтированы башни и установлены новые винты Гриффитса, после погрузки БК начались артиллерийские и ходовые испытания: первые продемонстрировали удовлетворительные результаты, вторые помимо того, что броненосец не выдал расчётных мощности и скорости, выявили ряд дефектов машин и механизмов.

Исправление оных было возложено на завод-изготовитель, поэтому расчёт с ним был задержан. 2 октября 1876 года корабль в целом был признан годным к службе.

Петр великий на ремонте

На ремонт… на Альбион!

До 1878 года инженеры Бердского завода пытались исправить технические недостатки силовой установки, параллельно броненосец проходил боевую подготовку, при этом 7 июля 1878 года произошла авария – оборвалась цепь крепления одного из якорей, что стоило жизни шести матросам.

Кроме таких «простых» дефектов, в скором времени обнаружилось, что износ силовой установки не оставляет шансов на её «доведение до ума», это в конечном итоге привело к идее замены машин и механизмов в Великобритании.

В мае 1881-го после заключения соответствующих договорённостей «Пётр Великий» вышел в своё первое заграничное плавание – должен заметить, что тем самым Морской Технический Комитет расписался в своём бессилии создать боеспособный корабль.

Петр великий на вояже

Средиземноморский вояж «Петра Великого»

К 23 января 1882 все работы были выполнены, и броненосец вышел на ходовые испытания, продемонстрировав скорость 14,4 узла при мощности 8300 лошадиных сил. Месяц спустя был получен приказ о следовании в Средиземное море, где кораблю предстояло стать флагманом Средиземноморской эскадры, базировавшейся на Пирей. В порт назначения он прибыл 11 апреля.

Посетив ряд итальянских портов, эскадра перешла в Тулон, затем вернулась в Неаполь, где «Петра» настиг приказ о возвращении в Кронштадт, куда он прибыл 31 августа 1882 года. Хочу обратить ваше внимание на то, что, по сути, его средиземноморский вояж был ни чем иным как демонстрацией силы.

Служба и модернизация броненосца

В течение десяти лет корабль являлся основной боевой единицей Балтийского флота, так как реализация программы строительства броненосного флота 1881 года затянулась. Зимой 1892-го на нём были заменены котлы, в 1895-м он был снабжён противоминными 87-миллиметровыми орудиями и сетями.

Тогда же был разработан вариант перевооружения, предполагавший установку новых башен ГК и среднекалиберной артиллерии в удлинённой центральной надстройке-каземате. В 1898-м старые башни были демонтированы, но установка новых затянулась в связи с тем, что все доступные ресурсы были задействованы для реализации программы строительства броненосцев Тихоокеанской эскадры.

Дело «зависло» на добрых пять лет, за которые корабль окончательно устарел, и его модернизация была признана нецелесообразной.

«Петр Великий» в учебном отряде

Тогда было принято решение переоборудовать его в учебный корабль для подготовки кадров флота, однако начало Японской войны поставило крест и на этих планах – теперь все ресурсы шли в пользу 2-й Тихоокеанской эскадры.

Лишь в 1907 году, когда после завершения революционных вакханалий у царского правительства «дошли руки» до возрождения флота «патриарх» наконец удостоился повышенного внимания мастеров Балтийского завода.

К 1908-му он получил вооружение броненосного крейсера и в последующие годы был задействован при обучении гардемарин и комендоров; нередко ему приходилось изображать условного противника, «сражаясь» с 1-й бригадой линкоров. В этой должности его и застала новая война.

Петр великий модернизация
«Петр Великий»

Финал карьеры эскадренного броненосца «Петр Великий»

В период ПМВ корабль служил в качестве базы подлодок, базируясь на Ревель, это стало причиной того, что он избежал эксцессов a-la «Кронштадтская ночь длинных ножей», однако зимой 1918-го, когда кайзеровская армия подошла к этой базе флота для Ревельской группировки возникла угроза пленения.

Поэтому она была эвакуирована в Кронштадт в ходе знаменитого Ледового похода, проходившего в три этапа – в числе последних в главную базу флота был переброшен и «Пётр Великий», замечу, что по случаю революции он был переименован в «Баррикады».

Вскоре корабль был передан в порт на хранение, впоследствии с него были сняты артиллерия и всё ценное оборудование, а в 1921 году он был реконструирован в минный склад.

Броненосец Петр

Вторая Мировая

Ленинградское наводнение выбросило корабль на берег, где он и простоял до 05 октября 1927, когда теперь уже у советской власти «дошли руки» до восстановления флота – эпроновцы сдёрнули его с отмели и передали на ремонт.

В период ВМВ он по прежнему использовался как минный блокшив – при этом даже принял на старости лет боевое крещение, так, в ходе налёта Люфтваффе 23 сентября 1941 года несколько бомб легли в опасной близости от него, но поясная броня легко выдержала и гидравлический удар и тем более удары осколков.

На закате жизни

В 1949-м бывший флагман флота переоборудовали в казарму; в одном из документальных фильмов один из её обитателей рассказывает следующее: «мы догадывались, что живём на бывшем боевом корабле, но на каком именно не знали».

Вскоре на нём также разместили склад химического имущества, однако послевоенное восстановление и развитие страны требовало ресурсов – в 1959-м первый российский броненосец был примитивно сдан на разделку.

Броненосец «Петр Великий» – первый российский эскадренный броненосец

Оценка проекта

«Пётр Великий» вошёл в историю как один из самых мощных линкоров своего времени, хотя и надо отметить, что концептуально он представлял собой не «классический» броненосец, а выросший до соответствующих размеров монитор.

Тем не менее, он стал важнейшей вехой в отечественном кораблестроении – с него началось строительство тяжёлых боевых кораблей исключительно на машинном ходу и с достаточно современной по меркам «железного века» артиллерией.

Кроме того, хочу отметить, что создание экспериментального корабля с использованием лучших материалов определило и его долговечность – он оставался в строю более восьмидесяти лет, став одним из самых известных кораблей-долгожителей. И, пожалуй, лишь наплевательское отношение советской власти к дореволюционному периоду отечественной истории не позволило ему достичь заветного столетнего юбилея.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.