Т-26 двухбашенный танк СССР

Война

К началу 30-х первый советский танк Т-18, о которым мы рассказали в одной из наших предыдущих статьей, по многим показателям устарел. Хотя отечественные танкостроители к тому времени уже получили определённые навыки в проектировании гусеничной бронетехники, ознакомление с лучшими зарубежными образцами отнюдь не считалось смертным грехом. Одним из них оказался будущий Т-26, о котором мы расскажем в этой статье.

Создание двухбашенного танка Т-26

«Виккерс 6-тонный» изначально проектировался британцами как экспортная версия для развивающихся стран, поэтому, когда в начале 1930 года на Альбион прибыла советская комиссия Гинзбурга, ей предложили, прежде всего, эту машину.

Советским танкостроителям танк понравился, так как был прост в производстве и полевом ремонте, а потому была закуплена документация по нему и лицензия на выпуск; кроме того, поскольку бритты отказались продавать «бумагу» без «железа» был заключён договор на поставку пятнадцати «коробочек» в СССР.

В свою очередь советская сторона настояла на допуске своих специалистов в заводские цеха «Виккерса», где собирались эти танки.

Танк Т-26 двухбашенный
Танк Т-26 двухбашенный

Зимой 31-го «двадцать шестой» проходил полигонные испытания, выявившие его превосходство по ряду характеристик над советским перспективным Т-19. В первой декаде января он был продемонстрирован военным, на которых также произвёл хорошее впечатление, так, например, Ворошилов высказал пожелание как можно скорее решить вопрос о его запуске в производство.

Тем не менее, конструкторов не вполне устраивал британский двигатель, выпуск которого в СССР был связан с определёнными проблемами. Однако когда стало известно, что Польша также приобрела лицензию на производство «Виккерса» и готовится тиражировать его сотнями, было решено немедленно начать производство «коробочки».

Компоновка двухбашенного танка Т-26

Конструкция «двадцать шестого» была классической: двигатель в корме, трансмиссия впереди, боевое отделение в центре. Экипаж, состоявший из трёх человек, включал мехвода, стрелка левой и командира-стрелка правой башни – как вы, вероятно, догадываетесь, он не мог пожаловаться на скуку, особенно если одновременно являлся и командиром подразделения.

Высадка-посадка осуществлялась через люки в крышах башен и находившийся в передней правой части корпуса люк-триплекс мехвода, также машина имела технические люки в кормовой части, долженствующие обеспечить доступ к двигателю.

Двухбашенный вариант Т-26 имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 4,62/2,44/2,19 м.
  • Масса — 8,2 т.
  • Бронирование: вертикальное — 15мм; горизонтальное — 6 мм.
  • Двигатель — 1×90 л. с.
  • Скорость — 32 км/ч.
  • Запас хода — 140 км.
  • Вооружение — 2×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 3 человека.

Всего до 1933 года было изготовлено: 1627 машин, из них примерно четверть – пушечные.

Основные модификации

Попытки модифицировать танк берут своё начало с того момента, когда промышленность худо-бедно освоила его серийный выпуск; они касались главным образом вооружения машины.

Так в целях повышения огневой мощи военные стремились «воткнуть» на неё хотя 37-миллиметровый ствол. Замечу, что это не только не создало бы технических проблем – англичане изначально предлагали купить лицензию на вариант, оснащённый 47-миллиметровкой, но и было бы вполне естественным шагом.

Однако наличие пулемётов, которые могли бы «чистить» траншеи от солдат противника фланкирующим огнём заставляло военных на некоторое время поумерить аппетиты – лишь в 32-м начались испытания различных артиллерийских систем, устанавливаемых в правую башню танка.

Танк Т-26 в реке
Танк Т-26 в реке

По «прожектам» того времени предполагалось оснастить 37-миллиметровками каждую пятую «коробочку», однако это стало причиной ряда сопутствующих проблем начиная от коллизии башен, до низкой эффективности орудия и дефицита боеприпасов к нему.

Поскольку практика манёвров показывала, что танкам, как правило, приходится концентрировать огонь по одной цели, это стало причиной начала работ по созданию однобашенного варианта Т-26.

Когда промышленность в 33-м освоила их выпуск, производство двухбашенного варианта было свёрнуто, а уже с 37-го эти танки стали выводиться из частей первой линии.

Боевое применение

Хочу заметить, что «двухголовый» вариант «двадцать шестых» очень ограниченно участвовал в боевых действиях, так на Хасане они применялись в соответствии с вышеописанной тактикой, при этом потери составили порядка полутора десятков единиц, а результаты были весьма сомнительны.

Поэтому их уже тогда старались использовать в роли разведывательных или командирских машин, избегая делать ставку на чисто пулемётное вооружение, как результат, они не оставили заметного следа в довоенных конфликтах СССР.

Некоторые из двухбашенных Т-26 дотянули и до ВОВ, которая продемонстрировала их бессилие перед современной техникой Панцерваффе, к тому же многие из них давно выработали свой моторесурс, зачастую выходя из строя из-за разного рода поломок.

Большая часть этих машин была выбита в первые месяцы войны, однако отдельные «коробочки», нередко «осчастливленные» кустарными модернизациями вроде усиленного бронирования дожили до второго военного лета. Наиболее активно эти танки использовались в приграничных боях под Бродами, при обороне обеих столиц, а также в Крыму.

Танк Т-26 в составе колонны
Танк Т-26 в составе колонны

Зарубежные операторы

Примечательно, что несколько десятков трофейных «коробочек» в разное время использовались Панцерваффе и финскими танковыми войсками, однако вряд ли они могли добиться с их помощью серьёзных успехов. «Немецкие» танки, скорее всего, не «дожили» и до 43-го, а вот у суомилайненов они теоретически могли сохраниться в частях второй линии и до конца 50-х – начала 60-х. Ну а в нашей стране последний оригинальный экземпляр такого танка можно увидеть в Кубинском музее.

Т-26 в Кубинском музее
Т-26 в Кубинском музее

Оценка двухбашенного Т-26

Здесь приходится отметить ряд как позитивных, так и негативных моментов: на момент своего появления «двадцать шестые» безусловно, были, достаточно совершенными пехотными танками, имевшими лишь один выраженный недостаток в перспективе оказавшийся критическим – непродуманную систему вооружения.

В результате в СССР, прежде чем пришли к идее создания однобашенного варианта успели наклепать весьма немаленькое количество «коробочек» оказавшихся практически бесполезными в реальных боевых действиях. В итоге, «двухголовые» Т-26 оказались не самым удачным вариантом вложения сил и средств, став лишь вехой на пути к созданию более совершенных машин и подготовив кадры для их эксплуатации.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.