История БТ началась в марте 1930 года, когда агенты советского «Амторга» увидели в числе прочих испытываемых на Абердинском полигоне машин танк Кристи, поразивший их своими скоростными характеристиками. В результате было заключено соглашение о покупке СССР двух «коробочек» и лицензии на их производство. О том, какие метаморфозы претерпела американская «броня» среди «родных осин» мы расскажем в этой статье.
На русской почве
Руководству РККА новый танк был продемонстрирован 14 марта 1931 года, он произвёл на военных столь же сильное впечатление, что и на торговых представителей, в результате было решено как можно скорее организовать его массовый выпуск. Для этой цели был выбран один из самых мощных в стране заводов – Харьковский паровозостроительный, однако и он с трудом справлялся с производством этой весьма сложной по тем временам машины.
Так, к ноябрьскому параду было подготовлено всего три «коробочки», однако участие в нём приняли только две – одна из-за возгорания двигателя ещё до прохода по брусчатке затарахтела по рельсам обратно на завод. Как видим, заглохший двигатель «Арматы» — далеко не самое худшее из того, что может случиться с новой, а значит капризной и ненадёжной техникой. Также хочу отметить, что в конечном итоге завод справился с госзаказом едва ли на 10%, выпустив чуть больше шестисот «коробочек» второй модели.
Компоновка БТ-2
БТ имел три отделения: управления, в котором точно по центру восседал мехвод; боевое, в котором находился командир, а в пушечной модификации танка – ещё и заряжающий; а также трансмисионно-моторное. В распоряжении экипажа имелось два люка: командирский – в крыше башни и люк мехвода в лобовой части корпуса; для доступа к двигателю также имелся технический люк за башней.
Замечу, что бронирование было исключительно противопульным, а рациональный наклон имели только лобовые бронелисты. Брендом танка, определявшим его выдающиеся скоростные характеристики, были катки большого диаметра, которые позволяли ему развивать до 80 км/ч со снятыми гусеницами – при наличии натяжного инструмента процесс «обувания/разувания» у хорошо подготовленного экипажа занимал порядка получаса.
Также хочу обратить ваше внимание на то, что танк был закуплен в Штатах в безбашенном варианте, таким образом, его цилиндрическая башня со скосом в передней части была чисто советской разработкой. Она выполнялась по заклёпочно-болтовой системе и также как и корпус, имела только противопульное бронирование. При этом существовало несколько вариантов вооружения танка, о которых мы расскажем ниже.
БТ-2 имел следующие ТТХ:
- Габариты: 5,5/2,23/2,17 м
- Масса: 11 т.
- Бронирование: наклонное: 10-13 мм; горизонтальное: 6-10 мм.
- Двигатель: 1׫Либерти», 400 л. с.
- Скорость: на гусеницах – 52; на катках – до 80 км/ч.
- Запас хода: в зависимости от ХЧ – 160 или 200 км.
- Вооружение: 1×5К – 37 мм; 1×ДТ – 7,62 мм.
- Экипаж: 2 человека.
Всего до 1933 года было изготовлено 620 единиц.
Основные модификации
Они отличались только в плане установки вооружения на танк, так помимо основной предполагавшей установку орудия и работающего вперёд-вправо ДТ, существовали следующие варианты:
- БТ-2О – чисто орудийный.
- БТ-2П – чисто пулемётный, вместо орудия нёс спаренные ДТ, впоследствии ШКАСы.
- БТ-2Х – огнемётный.
- БТ-2С – сапёрный.
- БТ-2ИС – повышенной проходимости.
- БТ-2 Оснащённый 76-миллиметровым стволом – Д-38 в 1932 прошли боевые стрельбы, но несмотря на неплохие результаты от идеи отказались.
- Оснащённый 203-миллиметровым стволом – обязан своей разработкой экспериментам Курчевского с безоткатными арт-системами. Очередной утопический проект этого выкормыша Тухачевского закончился очередным пшиком.
Характеризуя различные варианты вооружения БТ-2 должен отметить, что они отражают состояние дел в этой сфере в тот период, когда путём проб и ошибок нащупывались оптимальные варианты использования имеющихся на вооружении и перспективных стволов. К сожалению «двойка» не принесла прорывов в этой сфере став лишь очередной вехой на пути к созданию более совершенных машин.
Боевое применение танка БТ-2
Дебют БТ состоялся на Халхин-Голе, когда Жуков бросил бригаду Яковлева в контратаку на японцев, окапывавшихся в районе высотки Баин-Цаган. Атака, выполненная после длительного марша и без поддержки пехоты, хотя и принесла успех, стала причиной неоправданно больших потерь. «Но враг был храбр, тем больше наша слава!» — эти строки Симонова вполне можно отнести и к данным «коробочкам», продемонстрировавшим в том бою свои лучшие качества.
Принимали участие БТ-2 и в Польском походе – преимущественно равнинный рельеф данного ТВД и (чего уж там!) слабое противодействие противника вновь позволили им проявить себя с самой лучшей стороны. Совсем иная картина была на Финской – из восьми десятков танков воевавших в составе 1-й бригады, большая часть даже не доехала до противника, выйдя из строя из-за разного рода поломок обусловленных климатическими факторами.
К началу ВОВ БТ-2 в виду слабости его вооружения уже считался устаревшим и выводился в части второй линии, однако, трагическая необходимость заставляла использовать и более древние машины. В результате большая часть этих «коробочек» была потеряна ещё в первые месяцы войны, однако отдельные экземпляры «дожили» по крайней мере, до января 1944 года.
Зарубежные операторы
Разумеется, столь продвинутая машина не могла идти на экспорт: отчасти потому, что в начале 30-х СССР сам испытывал дефицит «брони», отчасти потому, что отношения у «Красной Атлантиды» с соседями были по большей части не самыми тёплыми. Тем не менее, в первые месяцы войны как минимум несколько десятков «двоек» были захвачены вермахтом, однако немцы столкнулись с таким фактором, как необходимость использования для их эксплуатации высокооктанового топлива. Поскольку его не хватало и для Люфтваффе, то Панцерваффе весьма ограниченно эксплуатировали «коробочки» этого типа, в результате информация об их «успехах» «под чужим флагом» практически отсутствует.
Оценка БТ-2
Должен отметить, что на момент своего появления это был, пожалуй, самый футуристический танк в мире: необычайно высокая мобильность вкупе с достаточно мощным (для начала 30-х) вооружением определяли качественное превосходство всей совокупности его характеристик над таковыми у зарубежных аналогов. Разумеется, его бронирование оставляло желать лучшего, но для своего времени оно было на уровне, рост толщины брони стартовал только с появлением противотанковой артиллерии, кроме того, недостатки защищённости отчасти компенсировались высокой скоростью машины. Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди множества планов громаде того периода нашёлся ещё один перспективный проект, воплотившийся в выдающийся танк, которому было суждено стать родоначальником двух линеек поистине великолепных машин.