Корабли-тараны

Таран применяли на весельных судах древности, а в новое время — на галерах. Скорее всего, идея оснастить «Вирджинию» тараном пришла в голову Портеру из-за того, что пушки на корабле располагались вдоль бортов, а его маневренность была никудышной. Фактически, без тарана корабль в носовой части оставался беззащитным.

В том же 1862 году в США был построен еще один таранный броненосец. Сначала это был ледокольный пароход «Енох трэйн» . Когда началась гражданская война, капитан-южанин Джон Стивенс решил заняться каперством, выкупил пароход и переделал в таранный броненосец, переименовав в «Манассас» (Manassas) . Конструкция его была примерно такой, как у «Вирджинии» , только надводная часть имела форму панциря черепахи и была покрыта броней толщиной 1,5 дм (38 мм). Усилить броню не позволяло малое водоизмещение парохода — 387 тонн. И так пришлось ограничиться всего одной пушкой в носовой части.

Стивенс рассчитывал, что вражеские бомбы будут рикошетировать о покатые бока «Манассаса» . Северяне прозвали этот корабль «адской машиной». В первом же речном сражении на Миссисипи 24 апреля 1862 года «Манассас» таранными ударами нанес повреждения двум федеральным броненосцам, но сильно пострадал от артиллерии врага и был оставлен экипажем. От пожара на нем взорвался боезапас и «Манассас» затонул.

Под впечатлением успехов «Вирджинии» в 1863 году правительство американских конфедератов заказало французской верфи «Арман Брос» в Бордо два однотипных таранных корабля: «Сфинкс» и «Хеопс». В следующем году они сошли со стапелей. Судьба их оказалась разной.

«Сфинкс» был переименован в «Стоунволл Джексон» . Но пока он прибыл к месту назначения, гражданская война в Северной Америке кончилась. В 1867 году корабль купили японцы, которые дали ему имя «Котэцу» , а в конце 1871 года переименовали в «Адзума» . Длина его тарана составляла 14 футов (4,27 м). Корабль служил до 1881 года, затем его списали.

«Хеопс» В 1865 году приобрел флот Пруссии, присвоив ему название «Принц Адальберт» . Вскоре выяснились серьезные недостатки: недостаточная прочность корпуса и плохая мореходность. Поэтому он в основном стоял в портах и использовался как учебное судно. В 1875 его списали и продали на слом. Вскоре после удачной атаки «вирджинии» славу тарана закрепила победа австрийского броненосного фрегата «Фердинанд Макс» над итальянским броненосцем «Король Италии» , одержанная 20 июля 1866 года в сражении у острова Лисса (ныне хорватский Вис).

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.