Зоя Багрянородная — какой была византийская femme fatale?

Мир

Впервые о Зое Багрянородной (Порфирородной) мне довелось прочесть в повести Бориса Акунина “Плевок дьявола”. Не секрет, что этот писатель особенное внимание уделяет историческим фактам, а потому крайне интригующее описание судьбы этой женщины вдохновило на более глубокое знакомство с её биографией. Зоя действительно была неординарной личностью.

Её называли византийской femme fatale («роковая женщина»), рассказывали о неземной красоте императрицы, которая трижды была замужем. Казалось, что сам облик этой правительницы — вызов времени и старости. Говорили, что она в преклонные годы напоминала юную деву, что она сумела раскрыть секрет вечной молодости. Но разве счастье заключается лишь в цветущем внешнем облике? Конечно, нет, и судьба Зои Багрянородной доказывает нам это.

Страстная натура

“Всю жизнь ею владели две сильных страсти, две мечты: одна, казалось бы, невозможная, другая, казалось бы, легко осуществимая. Зоя желала, во-первых, быть вечно красивой, никогда не стареть. А во-вторых, стать матерью… До конца своих дней Зоя оставалась молодой и ослепительно прекрасной… Но совершить дело самое легкое и обыденное – родить ребенка – она так и не смогла”.

Именно этими строками в своём произведении “Плевок дьявола” писатель и историк Борис Акунин начинает свой рассказ об императрице.

Византийская императрица (не является портретом Зои Багрянородной) / © mr-sinister2048 / deviantart.com
Византийская императрица (не является портретом Зои Багрянородной) / © mr-sinister2048 / deviantart.com

Будущая императрица появилась на свет в 978 году, став второй дочерью в семье императора Константина VIII (он был сыном императрицы Феофано). Титул Багрянородная Зоя получила, потому что родилась в императорских покоях. Уже с юных лет проявлялся необыкновенный характер девушки.

Михаил Пселл в своей “Хронографии” отмечал, что ей было свойственно странное смешение качеств — она была красивой и безрассудной, очень щедрой, но и крайне жестокой. Зоя обожала комплименты — даже в том случае, если это была неприкрытая лесть. Кроме того, своему внешнему виду она придавала огромное значение. В отличие от других девушек, Зоя интересовалась не рукоделием, а искусством создания косметики:

“Одно только увлекало её и поглощало всё внимание: изменять природу ароматических веществ, приготовлять благовонные мази, изобретать и составлять одни смеси, переделывать другие”. (Михаил Пселл. “Хронография”)
Императрица Византии (не является портретом Зои Багрянородной) / © exmortal / exmortal.artstation.com
Императрица Византии (не является портретом Зои Багрянородной) / © exmortal / exmortal.artstation.com

Замужество в 50 лет

После смерти матери Зои император Константин не стал жениться во второй раз, а его старшая дочь ушла в монастырь. Именно потому ближе всех к престолу оказалась Зоя. Отец её правил очень долго, причём явно не желал передавать власть дочерям. Когда младшая сестра Зои заявляет, что не согласится связать себя узами брака, необходимого для продолжения династии, император решает выдать замуж среднюю из наследниц.

К тому времени Зое уже исполнилось 50 лет. В качестве супруга был выбран префект Константинополя Роман Ангир. Ему уже шёл седьмой десяток лет, причём он был женат. По приказу Константина жена Романа была сослана в монастырь, после чего Зоя стала его новой законной супругой.

Как вы понимаете, произвести на свет ребёнка супруги так и не смогли — несмотря на усилия лекарей. Понимая, что наследника ему не дождаться. Роман охладел к Зое, а та стала бесстыдно менять фаворитов. Одним из них был молодой красавец Михаил (в будущем он станет правителем Михаилом IV Пафлагоном).

Обожавшая своего любовника императрица приказала слугам умертвить опостылевшего мужа, после чего во второй раз вышла замуж. Но, зная любвеобильный нрав Зои, Михаил весьма сурово обращался с ней (он явно опасался, как бы и его не постигла участь Романа). В 1041 году второй супруг императрицы скончался (причиной смерти была водянка).

Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы «Убийство Романа III»
Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы «Убийство Романа III»

Совсем другая любовь

Императрица продолжала блистать красотой, но, увы, и третий брак с Константином IX Мономахом тоже не принёс Зое счастья. В её душе бушевали страсти, утолить которые чувственные наслаждения уже не могли. Новый супруг не скрывал свои связи с другими женщинами, что огорчало императрицу. И тогда Зоя поняла, что лучше всего любить не земного человека, а Бога. Михаил Пселл пишет:

“Она изготовила для себя точнейшее, если можно так сказать, изображение Иисуса, украсила его всевозможными драгоценностями и только что не вдохнула в икону жизнь”.

Говорили, что в последние годы у императрицы наблюдалось явное помутнение рассудка, и это весьма вероятно. Тем не менее, её лицо оставалось совершенным и прекрасным. Если верить записям Пселла:

“Достигнув семидесяти лет, она сохранила лицо без единой морщинки и цвела юной красотой, однако не могла унять дрожи в руках, и её спина согнулась”.
Мозаика из Собора Святой Софии (Турция) «Зоя и Константин IX»
Мозаика из Собора Святой Софии (Турция) «Зоя и Константин IX»

Предчувствуя скорую кончину, Зоя освобождала узников из тюрем, раздавала долги, оказывала щедрые пожертвования нуждающимся. Она умерла в 1050 году. Супруг желал причислить умершую к лику святых, однако сделать это ему не позволили.

Вы наверняка заметили, что в своём рассказе я не упомянула о правлении Зои. Надо признать, она была весьма посредственной императрицей, да и государственные дела её совсем не интересовали. Но до сих пор представительницы прекрасного пола мечтают раскрыть секрет, который, как говорили, был известен вечно прекрасной Зое Багрянородной — рецепт вечной молодости.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.