За что преследовали раскольников?

Без рубрики

В 17 веке царь Алексей Михайлович решил модернизировать церковь. Он и представить себе не мог, что это приведет к страшному расколу, последствия которого ощущаются до сих пор. Старообрядцев преследовали, пытали, у них отбирали имущество, но они продолжали фанатично отстаивать свои идеи. Как появились раскольники? Почему они проявляли такое упрямство? И как верховая боярыня стала символом протеста?

Как происходил раскол

Зачем вообще нужна была церковная реформа, которая породила в обществе столько противоречий? Дело в том, что к 17 веку накопились расхождения между богослужебными книгами и обрядами русской и греческой церкви. Русь, как известно, приняла христианство из Византии в конце 10 века. После падения Константинополя Москва стала претендовать на роль духовного центра православия. А чтобы полностью ему соответствовать, нужно было привести к единству русский и греческие каноны.

С одобрения царя патриарх Никон стал проводить эту реформу, но неожиданно столкнулся с сильнейшим сопротивлением. Многие верующие восприняли изменения не как возврат к «материнской» византийской церкви, а как навязывание им чего-то чуждого. Тем более что греческая церковь опозорила себя в их глазах подписанием Флорентийской унии с «латинянами». Вот эти верующие, которые отказались принимать изменения, и стаи называться раскольниками. Они были преданы анафеме, то есть церковному проклятью, и объявлены еретиками.

Игорь Машков «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон»
Игорь Машков «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон»

Почему раскольники так упрямы?

Разница в обрядах православных и старообрядцев не так уж велика. Не каждый верующий их сразу сможет перечислить. Помимо известного всем двуперстия, которым крестятся старообрядцы, есть еще различия в написании некоторых церковных слов, направлении движения крестного хода и ряд других. Многие люди удивляются – разве эти формальности стоят того, чтобы ради них умирать мученической смертью?

Но глубокая причина противостояния между официальной церковью и раскольниками кроется не в обрядах. Старообрядцы не подчинились решениям патриарха Никона, потому что считали, что они угрожают основам их веры, которая пришла к ним от предков, и которую нельзя ни менять, ни исправлять. Они не столько выступали против реформы, сколько защищали свою исконную веру.

Существует также мнение, что в расколе отразилась борьба между старым миром и новыми порядками. Раскольники были против европеизации и вообще любых новшеств. Неслучайно, старообрядцы не любили царя-реформатора Петра I, на что он им отвечал взаимной неприязнью.

Алексей Кившенко «Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола»
Алексей Кившенко «Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола»

Гонения и гари

Поначалу Алексей Михайлович вовсе не хотел подвергать преследованиям раскольников. Более того, он сам пытался уговаривать некоторых представителей высших кругов, чтобы они одумались и отказались от ереси. Но раскольники были так упрямы в отстаивании своих взглядов, что пришлось прибегнуть к репрессиям.

При этом оказалось, что раскольники не только не боятся преследований, но и сами готовы добровольно идти на мученическую смерть. Так появились ужасающие случаи самосожжений раскольников, которые в источниках часто именуются «гари». Сколько старообрядцев сами себя сожгли – сказать трудно. Но некоторые исследователи полагают, что речь могла идти о 8-10 тысячах человек.

Можно ли было не преследовать раскольников? Это было бы гуманно, но совсем не в духе того времени. И самое главное – это грозило бы ослаблением церкви и даже ее возможным распадом. Среди самих раскольников не было единства. Они разделились на множество течений, среди которых самыми радикальными были беспоповцы – они и вовсе утверждали, что священники не нужны.

Преследования раскольников то усиливались, то ослабевали. Только после указа 1905 г. о веротерпимости со староверов были сняты законодательные ограничения. А в 1971 г. РПЦ отменила церковное проклятие по отношению к старообрядцам.

Сергей Милорадович «Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» / Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сергей Милорадович «Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» / Государственная Третьяковская галерея, Москва

Непреклонная боярыня

Помимо протопопа Аввакума одним из наиболее узнаваемых символов старообрядческого движения стала Феодосия Морозова. Многие помнят ее по знаменитой картине Василия Сурикова.

Это была женщина удивительной силы веры. Она осталась молодой вдовой с сыном на руках и после этого стала особо набожной. Феодосия часами молилась, носила грубую власяницу, усмиряя плоть, и много занималась благотворительностью. Аввакума она почитала как своего духовного учителя и во всем слушалась его.

Супруг Феодосии был в родстве с правящей династией, а сама она дружила с царицей. Борис Морозов, брат ее мужа, умер бездетным и оставил ей огромное состояние. Казалось бы, можно жить безбедно, в покое и с полным комфортом, но Феодосия выбрала себе другую судьбу.

Василий Суриков «Боярыня Морозова» (фрагмент) / Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Суриков «Боярыня Морозова» (фрагмент) / Государственная Третьяковская галерея, Москва

На картине Сурикова боярыня Морозова изображена в виде суровой женщины с грозным лицом. Кажется, что она почти старуха. На самом деле на момент гибели ей было всего 43 года. Из ее писем к сыну видно, что она умела быть и заботливой хозяйкой, и нежной матерью. Феодосия не отступилась от своих взглядов, за что была брошена в яму, где и умерла от голода. Раскольники почитают ее как святую, она для них образец подлинной веры.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.