За что отец ругал знаменитого мецената Савву Мамонтова?

Мир

Он не был правителем или военачальником, однако уже при жизни Савву Мамонтова стали называть Великолепным. Его сравнивали с флорентийским меценатом Лоренцо Медичи, который удостоился такого же прозвища. Казалось, все культурные «нити» Москвы и даже всей России ведут к Савве Ивановичу.

Он сочетал в себе бескорыстие благотворителя и холодный расчёт коммерсанта, прагматичную купеческую жилку и артистическую пылкость. А ещё знаменитый русский меценат любил рисковать. Иногда ему везло, иногда нет, но однажды Мамонтов поставил «на кон» всё, что имел. Чем же завершилась эта игра с судьбой для покровителя искусств? И каким человеком был Великолепный Савва?

«Неправильный» сын

Третий по старшинству сын Ивана Мамонтова Савва появился на свет в 1841 году в небольшом сибирском городке Ялуторовске. Его отец, ставший купцом перовой гильдии, возлагал на отпрыска немалые надежды – он считал, что среди всех сыновей именно Савва имеет наиболее ярко выраженные коммерческие таланты. Не смущало родителя даже то, что мальчик учился не слишком прилежно.

Волновало отца Саввы совсем другое: вместо того, чтобы интересоваться торговлей, паренёк увлёкся пением, ваянием скульптур и живописью. Всё это для Ивана Мамонтова было кошмаром наяву, а своему сыну он нередко напоминал, что нуждается «не в актёришке и фигляре, а помощнике». Понимая, что увлечения сына ничего хорошего не сулят, Мамонтов-старший вызвал Савву из Милана, где тот учился, в Москву.

Братья Мамонтовы Фёдор, Анатолий и Савва, 1856 год
Братья Мамонтовы Фёдор, Анатолий и Савва, 1856 год

Поразительно, но тот самый Савва, которого отец нередко называл «фигляром», сумел проявить немалые купеческие таланты. Он быстро вникал в дела, а главное – нашёл способ, как совместить свою страсть к искусству и предпринимательство. Занимаясь одним, он вкладывал средства в развитие другого.

Взлёт Мамонтова

Ещё в юности Савва Иванович прочёл книгу Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Это произведение стало одним из самых любимых у Мамонтова, и он был по-настоящему счастлив, когда смог приобрести усадьбу Абрамцево после смерти писателя. В ту пору Савва был уже женат на Елизавете Сапожниковой, достойной девушке из купеческой семьи (в браке у них родилось 5 детей), но новое имение решил сделать пристанищем не только для своих домочадцев, но и для многочисленных друзей Мамонтовых, в частности, людей артистических и талантливых.

В скором времени Савва Иванович стал самым известным московским меценатом, имевшим непререкаемый авторитет в творческих кругах. К его мнению прислушивались видные деятели, критики, молодые живописцы и музыканты. Многие начинающие художники мечтали заручиться поддержкой Мамонтова. О первом общественном признании Валентина Серова Игорь Грабарь писал:

«Ни для кого не было секретом, что на горизонте появилось новое яркое дарование, а связь с Мамонтовым и покровительство Саввы Ивановича были для Москвы решающими».
Савва Мамонтов и группа участников Абрамцевского кружка, 1880-е годы
Савва Мамонтов и группа участников Абрамцевского кружка, 1880-е годы

Мамонтов, зная, какой тонкой и чувствительной бывает творческая натура, всегда был деликатен и предельно внимателен к своим друзьям. Его дом действительно превратился в культурный центр Москвы. Слава Мамонтова росла – равно как и его благосостояние. Но почему же тогда в день похорон на могиле великого мецената было всего четыре венка, да и сама кончина его оказалась практически незамеченной? Он потерял всё: почему знаменитый отец «девочки с персиками» умер в бедности?

В его доме гостили самые известные деятели искусств, он создал свою оперу и занимался железнодорожными перевозками. Казалось, в жизни Саввы Мамонтова есть всё, чего только может душа пожелать. Успешный московский предприниматель, он был покровителем искусств, и многие начинающие художники были обязаны своим взлётом именно авторитету Мамонтова, человека, который всегда помогал талантливым людям.

Вот только тогда, в пору расцвета славы Саввы Великолепного, как называли мецената современники, никто не предполагал, что финал жизни его окажется серым и безрадостным, а последние свои дни Мамонтов проведёт в бедности. Что же случилось с ним? И за какой риск благотворитель заплатил всем, что имел?

Покровитель искусств

Приобретя усадьбу Абрамцево, Савва Мамонтов превратил свой дом в культурный центр Москвы. Здесь собирались художники и музыканты, скульпторы и критики, причём для каждого мнение самого Саввы Ивановича было крайне важным. Один только его внешний облик представлял собой сочетание силы и неиссякаемой энергии. Живописец Виктор Васнецов после первой встречи с меценатом, отмечал:

«Большие, сильные, я бы даже сказал, волевые глаза, вся натура стройная, складная, энергичная, богатырская, хоть среднего роста, обращение прямое, откровенное».
На картинах знаменитых русских художников были увековечены черты детей Мамонтова. Так, например, Алёша Попович в васнецовских «Богатырях» — Андрей Мамонтов, а «Девочка с персиками» Серова – дочь Саввы Вера.

Валентин Серов «Девочка с персиками» / Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов «Девочка с персиками» / Государственная Третьяковская галерея, Москва

Развитие деятельности и крах

Но не только живопись была страстным увлечением Мамонтова. Он захотел создать профессиональный частный оперный театр. На новой сцене исполняли не только произведения итальянских классиков, но и русских композиторов, подвергавшихся жёсткой критике – Мусоргского, Римского-Корсакова. У Саввы Ивановича было особое «чутьё» на таланты. Он по всей России искал исполнителей для своего театра – именно так был открыт для публики талант Шаляпина. Впоследствии певец уйдёт в Императорский театр, и Савва Иванович воспримет это как личное оскорбление и предательство.

Развивалась и предпринимательская деятельность Мамонтова. В 1872 году он стал директором Московско-Ярославской железной дороги. Также его детищем стала Донецкая каменноугольная дорога, которая позволила соединить шахтёрские города с промышленными центрами России. Конечно, столь масштабное строительство требовало немалых средств. Предприниматель нередко шёл на большой риск, беря у банков ссуду на немалую сумму, но ему всегда везло – деньги удавалось отдать вовремя.

Савва Мамонтов, хутор на Бутырках, 1910—1912 годы
Савва Мамонтов, хутор на Бутырках, 1910—1912 годы

Однако в 1899 году всё рухнуло, Мамонтов не смог в срок вернуть взятую у банка сумму, а после ревизии был выявлен ряд нарушений в ведении дел. Имущество Мамонтова было арестовано, сам он оказался в тюрьме. Защитником мецената на суде выступил знаменитый адвокат Фёдор Плевако. Он заявил, что деньги Савва Иванович брал не для собственных нужд, а для вложения в дела, полезные обществу.

На свободу прежний богач вышел абсолютным банкротом. У него не было совершенно ничего, а его единственным утешением стала художественная керамика. Немало произведений Мамонтова пользовались спросом в Европе. Вот только последние дни Саввы Ивановича прошли в бедности. Он умер в 1918 году, а из-за бурных событий в России смерть покровителя искусств осталась почти незамеченной. На могиле Мамонтова было всего четыре венка – от родных и самых близких друзей.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.