«Спецназ» Османской империи: «головная боль» для султанов

Мир

Когда храбрые и безжалостные племена тюрков, объединеные под знаменами вождей Османской династии, вышли к рубежам оседлой цивилизации и столкнулись с необходимостью взятия штурмом крупных, укрепленных городов остро встал вопрос о пехоте. Осада Византийской Бурсы длилась более 10 лет и по сути город сдался только по причине заселения всех окрестностей мусульманами.

Однако где взять пехоту? «Профессиональные военные» у кочевников все были на лошадях. Были в те времена и наемники (генуэзская пехота, испанцы и прочие «солдаты удачи»), но брали они дорого, а головой старались не рисковать, шли только «на верное дело».

Как писал Ашикпашазаде в «Хроники дома Османов» идея пришла в голову Алаэддину, или его брату Орхану I Гази, или его тезке Главному визирю, сейчас об этом никто не знает. Идея пришлась к месту, так появились янычары…

Не пыли пехота

Роль пехотинца в то время трудно было недооценить. Это был «профи», который должен был владеть и мечем, и луком, проворно карабкаться на стены укреплений, держать строй и закреплять победу при удачной атаке кавалерии, а в случае атаки неприятеля наоборот стойко обороняться. При этом он мог надеяться только на себя и на плечо рядом стоящего товарища, коня под ним не было и ретироваться по-быстрому с поля битвы он не мог. Только так – победа или смерть.

В чем же была идея Алаэддина–паши? При всей своей циничности, по общечеловеческим меркам, в качестве политического решения она была блестящей и решала сразу два ключевых вопроса османской экспансии.

Состояла она в том, чтобы изымать из христианских семей, находящихся на оккупированных территориях, юношей в возрасте от 12 до 16 лет и воспитывать их воинами, но не просто воинами, а профессиональными воинами ислама, полностью преданными султану и борцами с «неверными».

Джентиле Беллини «Янычарский офицер» Рисунок конца XV века
Джентиле Беллини «Янычарский офицер» Рисунок конца XV века

Таким образом, во-первых, естественным образом сокращалась численность христиан на оккупированных землях, брали лучших представителей генофонда: греков, армян, болгар, сербов, боснийцев, албанцев, грузин, обращали в ислам и запрещали создавать семьи, вплоть до 1566 года.

Во-вторых, армия османов пополнялась регулярной, хорошо обученной и полностью преданной лично султану пехотой. И погибали, опять же, представители христианских народов, так как живучесть пехотинца на войне во все времена была не высокой.

Начатая практика комплектования янычарских корпусов при Орхане I Гази, поначалу из пленных воинов–христиан, полностью была отработана при его сыне Мураде I и его войска на регулярной основе стали пополняться профессиональной пехотой.

Солдат-янычар
Солдат-янычар

Победа любит подготовку

Закон девширме — налог кровью, распространялся на всё христианское население султаната. Крепких, психически и физически здоровых юношей в возрасте от 12 до 16 лет (иногда младше) собирали в приемных пунктах и на первое время распределяли для воспитания в мусульманские семьи, подальше от родных мест. Кого брали в Анатолии отправляли в Румелию и наоборот. Там их обращали в ислам, учили языку и основам военного дела, воспитывали в строгости и мусульманских традициях.

Позже собирали в некоторое подобие кадетских корпусов, где специальные евнухи обучали владению многими видами оружия. Параллельно им прививали фанатичную преданность религиозным идеям ислама, войны с неверными. За эту работу отвечали духовные наставники дервишского ордена Бекташи — некоторое подобие средневековых рыцарских орденов на религиозной основе.

Жан-Леон Жером «Греческие мусульмане на молитве в мечети»
Жан-Леон Жером «Греческие мусульмане на молитве в мечети»

Основной упор делался на индивидуальную подготовку, как физическую, так и военно–профессиональную. Линейной тактике и строевым приемам обучение практически не велось, акцент ставился на индивидуальных боевых возможностях воинов и их взаимодействие в бою. Также будущих янычар обучали каллиграфии, теологии, праву, литературе и языкам.

Янычары получали неплохое жалованье, имели привилегии в обществе, им была гарантирована пенсия при ранениях и по старости. По выходу на пенсию многие занимали должности в гражданском административном аппарате Османского государства. По мере роста численности янычар им передавались функции полиции, пожарных, а в отдельных случаях карательных органов. Их «удельный вес» в обществе возрастал.

Тяжело в учении – легко в бою

Во времена средневековья центральная роль при атаке войск противника отводилась кавалерии, в её задачу входило прорвать линию построения врага. При удачном натиске конницы, янычары стреляли из луков (позднее из огнестрельного оружия), выстраивались клином и атаковали, используя мечи, а позднее сабли и знаменитые ятаганы, нередко применялась и булава.

При ведении огня предпочтение отдавалось прицельной стрельбе: луком, а позднее ружьями, янычары владели виртуозно. Во времена появления подразделений янычар, врагам, особенно если у них не было хорошо подготовленных пехотных корпусов, приходилось очень туго при такой тактике османов.

При штурме городских укреплений особо отличались серденгетчи (в переводе, — «рискующие головой»). Это была «элита спецназа», штурмовые группы численностью до 100 человек, внутри делящиеся на пятерки, где у каждого бойца была своя «профильная» задача на конкретном участке штурма.

Очень напоминает тактику современного спецназа с его «пятерками». При штурме Вены, во времена султана Сулеймана II, в такой отряд включался лучник, двое с ружьями, бомбардир – подрывник вооруженный ручными гранатами и воин, виртуозно владевший тяжелым ятаганом.

Во всех сражениях, вплоть до 17 века, в том числе и проигранных турецкими султанами, корпус янычар всегда был на высоте, как в наступлении, так и в обороне. Однако по мере роста силы корпуса росло и его влияние в обществе… Очень подробно это описано И. Е. Петросяном в работе «Янычары в Османской империи. Государство и войны (XV-начало XVII в.)».

Янычары на поле битвы / © Joeri Lefévre / joeri.artstation.com
Янычары на поле битвы / © Joeri Lefévre / joeri.artstation.com

Деградация «военной элиты» и упразднение янычар

Роль кавалерии в бою всё больше утрачивала своё ведущее значение, в связи с этим корпус янычар всё время увеличивался по численности и стал самым крупным соединением в армии османов. К концу XVI численность его достигла 90 тысяч. С ростом численности увеличился и «удельный вес» янычар в политике, они стали представлять серьёзную политическую силу в Османской империи, постепенно превратившись в ядовитое гнездо мятежей и политических заговоров. За янычарами закрепилось самопровозглашённое право низлагать и возводить на трон самих султанов.

Султан Осман II попытался провести реформу корпуса в 1622 году и поплатился за это жизнью, уже в следующем году янычары путем мятежа свергли Мустафу I, в 1648 им стал неугоден султан Ибрагим, в 1703 трона лишили Мустафу II, в 1730 Ахмеда III, в 1807 Селима III. Высшим государственным сановникам «перепадало» от янычар еще чаще.

Янычарский переворот / © Joeri Lefévre / joeri.artstation.com
Янычарский переворот / © Joeri Lefévre / joeri.artstation.com

По мере роста политических амбиций шел обратный процесс — деградация военного мастерства этого воинства. Из хорошо подготовленного, слаженного и дисциплинированного войскового соединения янычары переродились в амбициозную, привилегированную касту, утратив боевой дух и качества былых лет.

Этому послужил отход, начиная с XVI века, от базовых основ комплектации и деятельности корпуса янычар. Когда, после первых знаменательных побед и приближения к султану, янычары стали элитой войск, а позднее вошли в элиту гос. администрации, многие турки стали выражать недовольство тем, что комплектование идет методом рекрутского набора из среды покорённых христианских народов.

Осада Мальты 1565 / Jarek Nocon / jareknocon.com
Осада Мальты 1565 / Jarek Nocon / jareknocon.com

При Сулеймане II в янычары стали набирать из добровольцев мусульманского населения, в основном это были турки. В начале это были резервисты, а чуть позже они стали поступать в регулярное воинство. Их количество особенно выросло после отмены в 1638 году «налога крови» с целью набора христианских детей, принцип комплектования был изменен.

Когда численность «турецкого контингента» выросла, произошел отказ от основополагающего принципа жизни янычар – безбрачия. Раньше позволялось жениться только с разрешения старшего военачальника (ага), в редких случаях, прежде всего заслуженным ветеранам.

Однако Селима II в 1566 году вынудили, при вступлении на трон, разрешить жениться всем янычарам. Как результат, «казарменно–военное» братство, с практикой совместной жизни и непрестанным обучением военному делу, сошло на нет. Женатым разрешили жить в своих домах, вскоре и неженатые отказались жить в жесткой казарменной дисциплине.

Ага, главнокомандующий янычарами
Ага, главнокомандующий янычарами

Дополнительной статьей расходов казны стало содержание семей янычар, сыновья с момента рождения стали получать «котловое довольствие», позже их станут записывать в войско ещё младенцами с соответствующими льготами. Это превратило боевой корпус в наследственный институт.

Дальше – больше, янычары стали заниматься торговлей и ремеслами. Наличие льгот по налогообложению, судебные привилегии манили в ряды янычар многих любителей легкой наживы, вплоть до криминальных элементов. За взятки офицеры зачисляли в корпус всех, кому хватило на это денег и связей. Во время боевых действий янычары зачастую стали отказываться сражаться, отдавая предпочтение грабежам, мародёрству и вымогательствам.

Подобное разложение привело к череде военных поражений Османской империи. Наконец султан Махмуд II смог спровоцировать конфликт между религиозными кругами и янычарами, на этом основании своим указом в мае 1826 года он расформировал янычар и повелел создать на их базе регулярные части по европейскому образцу.

Мятеж, поднятый янычарами в казармах в Стамбуле, в июне этого же года, был жестоко подавлен. Казармы были расстреляны из орудий, оставшиеся в живых и попавшие в плен мятежники были казнены.

Александр-Габриэль Декан «Турецкий патруль»
Александр-Габриэль Декан «Турецкий патруль»

Заключение

Казармы разрушили до основания, корпус был упразднен навсегда, даже котлы – символ янычарских подразделений — уничтожены, а имя янычар предано «вечному проклятию».

Хотя это и христианская истина, но действие её распространяется на многие сферы жизни «Нельзя служить двум господам…ибо одному будет угождать, а другому не радеть». Служить личной выгоде — «мамоне» оказалось несовместимо со службой в «спецназе» и самоотверженным исполнением воинского долга на поле брани.

Бывшая элита, превратившись в торгашей, взяточников, казнокрадов и преступников, дискредитировала всё своё славное боевое прошлое и закрыло себе путь в будущее, будучи стерта с лица земли пушками, некогда самого сильного своего покровителя – султана.

Литература и источники

  1. И. Е. Петросян «Янычары в Османской империи. Государство и войны (XV-начало XVII в.)»
  2. Николле Дэвид «Янычары»
  3. В.С. Великанов «Организация и численность османской армии в начале Русско-турецкой войны 1768–1774 гг.»
Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.