Ягдтигр — самый тяжёлый «зверь» Панцерваффе

Война

Из наших предыдущих статей вы могли узнать о том, что многие «панцеры» послужили базой для создания САУ, не стал исключением и «Королевский тигр» на шасси которого была создана самая тяжёлая самоходка ВМВ – «Ягдтигр». Об этом «звере» и будет рассказано в этой статье.

Рождение монстра

Должен заметить, что создание тяжёлых самоходок в Третьем Рейхе стартовало в самом начале 40-х; было создано несколько прототипов – впоследствии два из них были задействованы при штурме Сталинграда, где их и захватила РККА. Осенью 1942 года Гитлер приказал продолжить работы по созданию перспективной сверхтяжёлой САУ, однако загруженность всех имеющихся производственных мощностей стала причиной того, что ни одна фирма не рискнула взять на себя ещё и этот проект.

Jagdtiger в игре

Лишь в 1943 году объединёнными усилиями фирм «Krupp» и «Henschel» начались проектные работы, которые к осени воплотились в макет, а к предпоследнему дню рождения фюрера – в воплощённый в металле прототип, который, как вы, наверное, догадываетесь, стал для юбиляра самым желанным подарком.

Машина имела моторное отделение в кормовой части, трансмиссию – впереди, боевое отделение – в центре получившегося весьма просторным корпуса. Последний отличался от танкового только длинной – было добавлено 300 миллиметров в связи с необходимостью монтажа массивной боевой рубки.

Её размеры в свою очередь были обусловлены необходимостью установки и обслуживания 128-миллиметрового орудия с раздельным заряжением, что стало причиной включения в экипаж второго заряжающего. Это позволяло поддерживать довольно высокий для «корабельного» орудия темп огня – до 5 выстрелов в минуту.

Jagdtiger в лесу

Ягдтигр имел следующие характеристики:

  • Габариты — 10,65 (с орудием)/3,63/2,95 м.
  • Масса — 75,2 т.
  • Бронирование — наклонное и вертикальное: 80-150 мм; лоб рубки: 250 мм; горизонтальное: 45 мм.
  • Двигатель — 1×HL 230 P45, 700 л. с.
  • Скорость — 42 км/ч.
  • Запас хода — 170 км.
  • Вооружение — 1×Pak 44 L/55, 128 мм; 1×MG-34, 7,92 мм.
  • Экипаж — 6 человек.

Всего было изготовлено 79 самоходок.

ягдтигр война

Производство Jagdtiger

Производство в связи с дефицитом многих материалов и комплектующих, а также бомбардировками союзников имело крайне нерегулярный характер – машины поступали в войска единицами. Полагаю, стоит обратить ваше внимание на то, что хотя формирование первого укомплектованного ими батальона началось ещё летом 1944 года, к концу февраля в распоряжении двух танковых батальонов было всего два десятка машин.

По свидетельствам операторов они были весьма сложны и ненадёжны – выход из строя агрегатов управления был обычным делом; кроме того 700-сильный двигатель был попросту слаб для того, чтобы тянуть такого «зверя».

Да и сама конструкция была весьма «сырой» – известен случай, когда после ряда промахов техник ремонтно-восстановительной службы проверив орудие, сделал шокирующий вывод о том, что ствол в результате довольно короткого марша разболтался настолько, что его фактическая регулировка уже не согласовывалась с оптикой. Что уж тут говорить о последствиях попаданий вражеских снарядов?!

ягдтигр

Боевое применение САУ

Известно всего несколько случаев участия «Ягдтигров» в боях: в середине марта, когда укомплектованный ими 45-й батальон пытался прикрывать отход германских войск, отступая с арьергардными боями от Хагенау до Зальцбурга. Должен отметить, что при этом он не добился особых результатов, лишь без толку теряя людей и технику в результате авиаатак. В конце концов, остатки этой части в первой декаде мая сдались американцам близ Стренгберга.

Кроме того в конце марта, две вооружённые этими САУ роты схлестнулись с американской бронетехникой в боях за переправы через Рейн у городков Ремаген и Зиген. Первая рота довольно успешно отбила все атаки, вторая из-за явной трусости решившего бросить позицию командира начала отступление к городу Унна, где из того что осталось от обеих рот, была сформирована «боевая группа Эрнста». Так поименовали сводный танковый отряд, состоящий из нескольких «Ягдтигров», а также «собранных с миру по нитке» «Штуг» и Pz. IV.

Jagdtiger Bovington в германии
Ягдтигр в Германии

Машины заняли оборону на господствующих над местностью высотах и при приближении американцев встретили их сосредоточенным огнём – новые САУ уничтожали то, что подальше, «Штуги» и танки то, что поближе. В результате янки потеряли 11 танков и порядка полусотни единиц другой техники. Собственные потери составили 7 САУ: одна была подбита противником, остальные – в результате поломок и дружественного огня.

Думаю, здесь будет уместно заметить, что подготовка, как и боевой дух германских «панцерников» к весне 1945 года были ниже некуда. Когда в апреле американцы замкнули «кольцо» вокруг важнейшего промышленного района Германии, остатки группы «Эрнста» сдались американцам, даже не уничтожив то, что оставалось у них в строю.

В антитезу им два взвода сражавшиеся против РККА в Австрии и имевшие на вооружении на 09 мая 1945 четыре «Ягдтигра» пошли на прорыв, на запад – разгребать руины советских городов их экипажам как-то не хотелось. В ходе имевшего место боестолкновения были уничтожены два тяжёлых и два средних советских танка, однако и к американцам смогла уползти всего пара САУ.

Jagdtiger Bovington
Jagdtiger в музее танков  Bovington

Бесславный финал «Ягдтигра»

Резюмируя результаты этого весьма амбициозного проекта по созданию самой тяжёлой в истории ВМВ самоходки, могу констатировать, что германский танкопром «сваял» явного монстра имевшего ряд конструктивных и производственных дефектов, не оставлявших шансов на его успешное применение.

Так, необходимость тянуть 75-тонную машину стала причиной перегрева недостаточно мощного для такого испытания двигателя – если бы дебют новых самоходок состоялся летом, они, скорее всего, попросту не доехали бы до противника. Это же стало причиной крайней ненадёжности ходовой части и ряда других дефектов, вроде упоминавшихся выше поломок фрикционов и другого оборудования, ответственного за управление самоходкой.

Кроме того, низкая манёвренность вкупе с малым углом наклона бортовой и кормовой брони определяла её высокую уязвимость, причём не только в результате обстрела тяжёлыми танковыми орудиями, но и лёгким вооружением, a-la американская «Базука».

Таким образом, должен сделать вывод о том, что подавляющее превосходство в защищённости и огневой мощи «Ягдтигров» оказалось бесполезным, так как наличествующие при этом недостатки зачастую не позволяли его реализовать, а, следовательно, можно констатировать крах проекта плохо сбалансированной САУ.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.