«Ты не сошел с ума! В тебе вещает голос Бога!»: правда о средневековой психиатрии

Мир

Благодаря Голливуду (а также «историческим» романам про спасение дев от ужасающих инквизиторов), чуть ли не с советских времен широкие народные массы считают, что отношение к умалишенным (или даже просто невротикам) в древние времена было ужасающим. Стоило кому завидеть психически неуравновешенного человека, как того тащили, в лучшем случае, в монастырские казематы, где и лечили следующими прогрессивными методами:

  • бичеванием;
  • пытками;
  • сожжением и многим другим.

В общем, безумие окончательно покидало пациента с огнем и дымом или водой, в случае его утопления.

Между тем, всё было далеко не так зрелищно и жестоко.

Самое любопытное, что до христианской эры безумцы порой пользовались большим почётом, чем нормальные люди. А кем вы думаете были оракулы, прорицатели, авгуры – исключительно мошенниками, делающими бизнес? Другое дело, неудачливых пророков часто убивали, слабоумных просто не допускали к общественной жизни.

Николай Бессонов «На исповеди»
Николай Бессонов «На исповеди»

Хотя менее острые формы психических расстройств – та же эпилепсия у Цезаря или предположительное биполярное расстройство у неадеквата Калигулы – напротив, рассматривались, как дар богов. Если не переходили неких границ, как в случае с Калигулой.

Более того, согласно античной философии (Платон), безумие являлось признаком и даже критерием настоящего искусства, в отличие от всяких там «попсовых поделок»:

«Кто же подходит к творчеству без неистовства, безумия, навеянного Музами, станет лишь еще одним искусным ремесленником» (Платон, «Апология Сократа»).

Однако античность – дело далекое, с принятием христианства всё стало куда как ужаснее?

А вот и нет!

«Я взял себе имя Гая Калигулы, я — не человек. Я — всё и никто. Таким образом, я — бог», - Калигула / © Carlos Varejão / carlos_antonio.artstation.com
«Я взял себе имя Гая Калигулы, я — не человек. Я — всё и никто. Таким образом, я — бог», — Калигула / © Carlos Varejão / carlos_antonio.artstation.com

Безумие в средневековом мире

Оказывается, даже если безумец нёс явную ересь, его тащили «лечиться» указанными выше методами, только в исключительных случаях. Например, как известно теперь всем поклонникам сериала «Борджиа», подлинно душевнобольную «пророчицу Коломбу» даже признанные злыдни, Чезаре и Александр-Папа-Борджиа, не тронули (исторический факт), а вот несущего явную ересь с маниакальным упорством Савонаролу (считающегося сейчас трезвомыслящим мудрецом) – да, пришлось, — и то по просьбе светских властей Флоренции.

Что же происходило с умалишенными и неадекватными личностями в Средние века?

Тихих и психически недееспособных охотно брали в монастыри и появившиеся (например, в Англии) уже в XIII веке работные дома. Многих – с неизвестными нам сейчас диагнозами, — кормили за «простотак». Культ юродивых на Руси вообще пользовался уважением (хоть это тема отдельной статьи) – и эти лица с явными психическими отклонениями порой пользовались большим влиянием.

Показателен и случай с Жанной д’Арк, с которой долго беседовали.. и по итогу бесед – дали «порулить» войсками и частично страной.

Жюль Бастьен-Лепаж «Видение Жанны д’Арк»
Жюль Бастьен-Лепаж «Видение Жанны д’Арк»

Другое дело – проявлявшие агрессию безумцы. Вы не поверите, но, даже если те совершали что-то уголовно наказуемое, их не всегда сразу привлекали по строгости закона, а (иногда!) пытались лечить.

Как именно – можно узнать, посмотрев труды соответствующих специалистов. Да, уже в позднем средневековье были такие, которые занимались тем, что сегодня назвали бы «психопатологией».

Это:

  • французский математик и философ Николай Орэм (1323-1382);
  • французский богослов Жан Жерсон (1362 – 1429);
  • польский ученый (получивший образование в Италии и Франции) – Вителло (1237 -1280).

Согласно их трудам, безумцы делились на две обширные категории:

  • слабоумные (скудоумные, впавшие в деменцию – словом, все, не имеющие возможности мыслить связно, «когнитивно»);
  • помешанные (маньяки, летаргики, меланхолики) – те, кто способен в припадке совершить нечто опасное для других или для себя.
Гойя «Дом умалишённых»
Гойя «Дом умалишённых»

Эти авторитеты считали, что психические расстройства происходят из-за неких «телесных жидкостных испарений» проникающих в мозг. Под влиянием этих испарений формируется «спусковой крючок» (триггер) любого безумного состояния – страх. И дальнейший тип сумасшествия зависит от природы этих страхов:

  • «страх перед реальным миром» ввергает в меланхолию, и человек способен на самоубийство (уголовно-наказуемое дело в те годы, кстати, – даже попытка самоубийства);
  • «страх перед бесами» приводит к тому, что человеку начинают мерещиться эти бесы и наяву – и он способен накинуться на них или сделать что-либо «под их воздействием»;
  • страхам же приписывалось экстремальное изменение температуры тела, когда человек способен заживо и без видимых причин замерзнуть или сгореть (привет, Стивен Кинг!);
  • у буйнопомешанных или эпилептиков страх меняет «температуру желчи» исключительно в мозгу – отчего возникают припадки, конвульсии и видения;
  • летаргия или «любовная мания» вызывается тем, что страх и вожделение нарушают контроль рассудка над воображением, фантазия воспринимается как реальность.

Вполне научные даже с современной точки зрения объяснения, не так ли? – Сильная эмоция (страх, вожделение, жажда власти) нарушает здравомыслие и человек впадает в безумие. Остается только заменить средневековые «жидкости» или «черную желчь» — гормонами!

При этом, будучи людьми своего века, никто из средневековых ученых не исключал возможности, что «вызывать разлитие жидкости в мозгу» может и демоническая сущность. Но уже тогда существовало замечательное высказывание на эту тему:

«Даже если виновником меланхолии является демон, не лишним будет знание о том, что в организме за появление меланхолии отвечает черная желчь» (Авицена).
«Отель-Дьё в Париже». Триптих, около 1500 г.
«Отель-Дьё в Париже». Триптих, около 1500 г.

Лечение в Средние века

Таким образом, уже в те годы было понятно, что причиной помешательства являются чрезмерное буйство фантазий и страхов. Широко известно, как лечили французского короля Карла VI, то кидавшегося на людей с оружием, то воображавшего себя стеклянным – его запирали в привычной ему спокойной обстановке, придумывали ему забавные игры (теннис и карты), назначали доброжелательных собеседников (Одетта Шамдивер).

Думается, любой бы не отказался месяцок отдохнуть в такой обстановке!

Но не любой может быть королём. Людей попроще лечили опиумными настойкам и и… трепанацией черепа«дабы слить из мозга избыток желчи или чтоб вредные жидкости испарились естественным путём».

Трепанации известны еще с античных времен (особенно широко практиковались у ацтеков), но успокойтесь – эти операции в Средние века стоили дорого, простому гражданину опасаться принудительных трепанаций было нечего: это вельможи порой (или любящая родня для «любимых» вельмож) заказывали такие шикарные «Извлечения камня глупости», как на знаменитой картине Босха. Результат был не то, чтоб предсказуем – порой после трепанации больные поправлялись и даже жили от нескольких месяцев до пары лет, — но закономерен.

Иероним Босх «Извлечение камня глупости (Операция глупости)»
Иероним Босх «Извлечение камня глупости (Операция глупости)»

По иронии судьбы все подлинные ужасы сумасшедших домов начались с конца XVIII века и длились почти весь XIX – вот там был полный набор в виде кресел неподвижности, электрического тока, связываний мокрой тканью…

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.