Цыгане — народ, перенесший много бед и лишений

Мир

В нашем понимании цыгане представляют собой народ… Ну, скажем мягко, не очень симпатичный. Воруют, наркотиками и прочей дрянью торгуют, работать не стремятся, попрошайничают. Знаете, не стоит про них про всех плохо говорить – разные есть люди среди цыган, иные даже более трудолюбивые, чем иные коренные европейцы. Но да, есть в их менталитете черты нам не особо понятные и, к сожалению, не самые приятные. Обвинять в этом никого не нужно – слишком уж сложная была история кочевого народа, очень много бед и лишений они перенесли на своем длинном пути!

Выходцы из Индии

Основная проблема исследования цыганской истории кроется в том, что у этого народа нет никаких письменных источников, рассказывающих о вехах цыганского развития. С помощью языкового анализа и сопоставления некоторых фактов из серии свидетельств появления кочевников в разных странах мира, историки пришли к выводу, что происходят они из северной части Индии. Но этого мало – нужно ведь понимать, когда этого произошло, по какой причине цыгане ушли из родных земель и в каком количестве произошел этот исход.

Тут на помощь пришли генетические исследования. С помощью анализа генофонда цыган, было выяснено, что:

  • исход произошел примерно в X веке н.э.;
  • покинули Индию около 1000 человек;
  • оказались они где-то на Ближнем Востоке.

Согласно некоторым версиям, людей этих подарил персидскому шаху один из индийских правителей. Опять же, на уровне легенды – вменяемых источников нет. Зато точно известно, что в Византии эти ребята появились в 1054 году, при этом помогли местным жителям справиться с нашествием диких зверей (как вариант, приняли участие в одной из войн того времени). Ну а дальше пошло расселение цыган по Европе.

Есть мнение, что будущих цыган выгнали свои же соплеменники из-за повального воровства и мошенничества. Возможно, но не точно – считается, что первые цыганские выходцы были бродячими артистами.

Николай Ярошенко «Цыганка»
Николай Ярошенко «Цыганка»

Цыганское расселение

Уже к середине XVI века народ этот расселился по всей Европе, добрался даже до Швеции, а ближе к концу столетия был замечен аж на Карибах. Скорее всего, цыгане попали туда с торговыми судами, пересекающими Атлантику от берегов Испании и Португалии. Впрочем, там они сильно не расплодились – очень уж суровые места там оказались, даже цивилизованным нациям с мощной государственностью и огромными армиями тяжеловато приходилось, что уж говорить о кочевниках. Зато в Европе существовали относительно вольготно:

  • кочевали от одного населенного пункта к другому;
  • танцевали, пели, гадали, воровали и попрошайничали;
  • периодически пытались обосноваться на «постоянное место жительства» в особо богатых землях, но не получалось.

Фишка в том, что в любом месте, где бы ни появились цыгане, очень быстро их начинали, мягко говоря, притеснять. Если грубо, то гнали в шею, а в большинстве случаев просто истребляли, в частности, сжигали на кострах, считая их чуть ли не посланниками ада.

Эдвин Лонг «Испанские цыгане, умоляющие Филиппа III отменить закон об изгнании»
Эдвин Лонг «Испанские цыгане, умоляющие Филиппа III отменить закон об изгнании»

Кстати, примерно в это же время, то есть в XVI-XVII вв. появилось типично европейское название цыган – gypsies. Это сейчас мы знаем, что пришли они из Индии, а в то время люди были уверены, что кочевники прибыли из Египта, и отчасти были правы. Дело в том, что еще во время византийского периода своего существования цыгане разделились на несколько ветвей, которые в той или иной форме существуют по сей день. В Европу попали те из них, которые некоторое время прожили на Ближнем Востоке и, отчасти, в Северной Африке, так что некоторые элементы египетской культуры они действительно позаимствовали.

В России же цыгане появились в XVIII веке, обосновались на территории современной Украины и южных областей РФ (Белгородская, Воронежская). Встретили их не то чтобы с восторгом, но относились терпимо. Во всяком случае, о каких-то массовых гонениях на цыган не известно, и при вынесении наказаний за совершенные преступления на национальность не смотрели, судили исключительно по делам. Кроме того, цыганам в каком-то смысле благоволили многие русские правители начиная с Екатерины II. Не совсем понятно почему, но виделись они русской знати чем-то прекрасным и романтичным, вольным, чистым и светлым.

Слово о цыганском менталитете

Звучит не толерантно, но да, они действительно воруют. Однако, стоит ли это называть воровством именно с цыганской точки зрения, с их позиции видения окружающего мира? Не забывайте, что много веков народ этот кочевал, а такой образ жизни подразумевает стремление взять из того или иного места максимум, выжать все возможные ресурсы, и пойти своей дорогой дальше. Видит кочевник какое-то благо, например, еду, деньги и пр., и по умолчанию считает это своим, как и всю землю. Да, с нашей точки зрения диковато, но для них – норма. Пройдет еще не один десяток лет, прежде чем цыгане полностью ассимилируются. Ну а пока живет у них в крови тот древний дух кочевий!

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.