Тереза Авильская — как монахиня-мистик стала святой?

Мир

Среди европейских женщин, причисленных к лику святых, особое место занимает Тереза Авильская. Монахиня-кармелитка, она сделала очень много для развития своего христианского ордена, стала инициатором религиозных реформ и даже основала ветвь “босоногих кармелиток”. Но главное — Тереза Авильская стала первой испанской писательницей и одним из самых знаменитых писателей золотого века в Испании. Она первой решила создавать сочинения не на мёртвом латинском языке, а на привычном для её современников старокастильском диалекте, благодаря чему мистические сочинения Терезы приобрели живость и яркость. О своей жизни монахиня поведала в автобиографии и, надо признать, это очень интересная история. Что же известно о столь неординарной святой?

Детство и приключения

Тереса Санчес де Сепеда-и-Аумада родилась в 1515 году в кастильской провинции Авила. Семья девочки принадлежала к одним из самых знатных родов Кастилии. Её родители уделяли большое внимание образованию, и уже с ранних лет Тереза умела читать. Она могла часами напролёт перелистывать страницы книг, знакомясь с историями о странствиях святых или погружаясь в приключенческие романы.

Юная Тереза и сама грезила о путешествиях. Однажды она вместе с братом Родриго сбежала из дома, после чего отправилась в мусульманские земли. Родриго и Тереза хотели стать миссионерами, проповедующими слово Божие. Как вы понимаете, это приключение было весьма опасным и вполне могло завершиться трагически, но, к счастью, детей нашли и вернули домой. Вот только мечту о служении Богу и распространении христианства Тереза не оставила.

Хуан Гарсия де Миранда «Терезы читает книгу в компании своих родственников» / Музей Прадо, Испания
Хуан Гарсия де Миранда «Терезы читает книгу в компании своих родственников» / Музей Прадо, Испания

Монахиня Тереза де Хесус

Впрочем, монашеская жизнь мало привлекала девушку. После смерти матери отец отправил её на обучение в монастырь августинок, но оттуда Тереза вернулась через полтора года. Как признавалась сама девушка, она чувствовала “смертельное отвращение” к монастырскому быту. Взгляды Терезы изменились после болезни. Серьёзно заболев, она не надеялась выздороветь, однако произошло чудо, и Тереза пошла на поправку. Это событие укрепило её веру, и уже в 1536 году девушка тайно от отца сбежала в монастырь кармелиток. Там она приняла постриг и имя Тереза Иисусова (Тереза де Хесус).

Первые годы жизни в монастыре оказались настоящим испытанием для женщины. Она тяжело заболела, причём духовные сёстры считали, что кончина неизбежна. Но Тереза вновь сумела побороть недуг, после чего стала неким живым воплощением могущества Божьей воли. Мудрая советчица и добрая помощница, Тереза сумела сформировать вокруг себя круг соратников и людей, которые обращались к ней за поддержкой и словами утешения.

Алонсо дель Арко «Портрет Терезы Авильской» / Музей Ласаро Гальдиано, Испания
Алонсо дель Арко «Портрет Терезы Авильской» / Музей Ласаро Гальдиано, Испания

Она чувствовала, как проходит ступень за ступенью, поднимаясь к вершине духовного совершенства, но при этом признавая, что достичь его невозможно:

“Кто делает упорные усилия, чтобы взойти на вершину совершенства, тот никогда не восходит на нее один, но всегда ведет за собою, как доблестный вождь, бесчисленное воинство”.

В 1554 году во время молитвы в часовне Тереза вдруг почувствовала сильнейшее желание пережить все страдания Христовы. Это ощущение совершенно переменило её мировосприятие, а в дальнейшем не раз являлись видения и, как верили монахини, в этом и заключалось постижение новых духовных ступеней. Как признавалась сама Тереза:

“Жизнь моя кончилась — началась жизнь Бога во мне”.
Питер Пауль Рубенс «Явление святого Духа святой Терезе Авильской» / Музей Бойманса-ван Бёнингена, Нидерланды
Питер Пауль Рубенс «Явление святого Духа святой Терезе Авильской» / Музей Бойманса-ван Бёнингена, Нидерланды

Писательский талант

Тереза Авильская стала реформатором кармелитского ордена, создала орденскую ветвь “босоногих кармелиток”, стала одним из главных духовных просветителей своего времени. Но, как я уже сказала, Тереза сумела проявить и свой литературный талант. Как рассказала монахиня в автобиографии, писать она начала не столько по своему желанию, сколько из послушания.

Она не только стала одной из первых женщин-богословов, но и известной испанской писательницей. Тереза Авильская оставила после себя немало творений, но главным из них считается “Внутренний замок”. В этом произведении монахиня описывает душу человека как замок со множеством комнат. Тот, кто сумеет познать истину учения Христа, сумеет достигнуть самой сокровенной палаты. Весьма своеобразно характеризовал мистический опыт святой Терезы американский психолог Вильям Джемс:

“Её представления о религии сводились, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством”.

Благодаря Терезе Авильской в Испании появилось много новых кармелитских монастырей, а литература пополнилась уникальными мистическими сочинениями. Монахиня умерла в 1582 году во время очередного путешествия по святым обителям. Менее, чем через полвека, её причислили к лику святых, сделав покровительницей Испании. Тереза Авильская действительно была женщиной неординарной и яркой. Она сама никогда не считала себя совершенством, хотя на протяжении всей жизни уверенно шла к духовному идеалу.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.