Танкостроение в СССР [Часть 2]

Война

Если вы знакомы с моей предыдущей статьёй то знаете, что параллельно с развитием танкостроения в СССР совершенствовалась тактика и стратегия применения этого нового рода войск в связке с другими.

Это нашло окончательное оформление в Теории глубокой наступательной операции далее по тексту — ТГНО, родившейся в первой половине 1930-х. О ней и дальнейших успехах советских танкостроителей я расскажу вам в этой статье.

Советский блицкриг

Как вы знаете, ПМВ вошла в историю как «зицкриг» — сидячая война, лишь рождение танковых войск в 1916 году стало причиной перемен на Западном фронте. Разумеется, танки того периода как и всякое новое, а значит ненадёжное оружие имели весьма ограниченные возможности которые благодаря послевоенным метаморфозам в танкостроении заметно возросли.

ТГНО

В соответствии с этим и была разработана ТГНО, в отличие от наступлений в стиле ПМВ она заключалась в одновременном или последовательном или комбинированном воздействии авиацией, артиллерией, и наземными войсками на всю полосу обороны противника, причём сразу в нескольких местах.

Когда удавалось её «прогрызть», в прорыв вводились подвижные танковые, механизированные и кавалерийские части, долженствующие развить успех, выйдя на оперативный простор и в конечном итоге достигнув намеченных рубежей наступления.

Естественно на многих его этапах решающая роль отводилась танкам, о развитии которых в соответствии с задачами наступления я расскажу ниже.

Метаморфозы советской «брони»

Как вы могли узнать из первой части о советском танкостроении, первое поколение советских танков было представлено тремя типами машин: пехотными, манёвренными и тяжёлыми. Но если первые получились относительно неплохими, вторые не слишком удачными, а третьи неподъёмно дорогими, то теперь предстояло не только исправить имевшиеся недостатки, но и развить достоинства, для чего предполагалось активно использовать иностранный опыт.

Речь идёт о закупленных в Великобритании и Штатах образцах, воплотившихся в танки Т-26 и БТ, а также дальнейшем развитии Т-24 и ТГ, известных как Т-28 и Т-35.

Изначально Т-26 выпускался в британском двухбашенном варианте, он нёс пару пулемётов пехотного калибра, защищался противопульной, до 15 мм толщиной бронёй, 90-сильный двигатель разгонял его до 30 км/ч, что было вполне достаточно для сопровождения пехоты.

Танк Т-26 двухбашенный
Танк Т-26 двухбашенный

Запас хода по шоссе достигал 120 км и, хотя расход топлива на грунте и при преодолении препятствий, естественно, возрастал, имеющегося запаса было вполне достаточно для преодоления полосы обороны противника. Нарекания вызывало откровенно слабое вооружение, к тому же две башни, хотя и позволяли одновременно вести огонь в разных направлениях явно перегружали конструкцию.

Поэтому сначала была сделана попытка оснастить танк 37-миллиметровым орудием, однако это привело к коллизии башен, когда же практика показала, что танку обычно приходится вести огонь по одной цели, окончательно было решено остановиться на однобашенном варианте.

Отныне «двадцать шестой» нёс башенное 45-миллиметровое орудие и спаренный с ним, а также зенитный пулемёты. Если вы знакомы с моими предыдущими статьями, то наверняка догадываетесь, что на шасси этого танка было выполнено множество инженерных машин, а всего до 1941 года было выпущено более 11 000 этих «коробочек». Однобашенный Т-26 принимал участие во всех советских кампаниях разгорающейся ВМВ, и на раннем этапе ВОВ, причём показал себя достаточно неплохо для столь лёгкой машины, лишь рост габаритов и боевых характеристик танков, обусловленный требованиями войны, стал причиной его «отставки».

Танк Т-26 однобашенный
Танк Т-26 однобашенный

Танк БТ представлял собой ни что иное как бронированный четырёхосный автомобиль, который без башни развивал на катках до 110 км/ч. Было разработано свыше десяти вариантов этого танка, но «классикой» стали БТ-5 и БТ-7 отличавшиеся только двигателем, пожароопасный «Либерти» заменил авиационный М-17 мощностью 385 л. с., разгонявший танк до 80 км/ч.

Его вооружение состояло из танкобойной «сорокапятки» и спаренного с ней пулемёта, иногда машина комплектовалась ещё и зенитным. Толщина брони имевшей рациональные углы наклона варьировалась от 10 до 20 мм, что, разумеется, защищало танк только от пуль и осколков. Всего было изготовлено свыше 5300 экземпляров.

танк БТ-7
Танк БТ-7

БТ принимали участие практически во всех советских кампаниях начала ВМВ и были достаточно широко задействованы на раннем этапе ВОВ, эпизодически они применялись на её фронтах до самого конца, а в августе 1945 года использовались при разгроме японской Квантунской группировки. Замечу, что концептуально БТ стал принципиально новым танком, соединив в себе габариты пехотного и мобильность манёвренного, он стал родоначальником лёгких танков.

Т-28 также создавался в рамках концепции манёвренного танка, однако хочу отметить, что на разработку этой машины неслабо повлияло то, что вначале 1930-х большое внимание стало уделяться повышению огневой мощи, что в сочетании с использованием зарубежного опыта привело к созданию трёхбашенного «дракона».

легкий Танк Т-28
Легкий Танк Т-28

Он вооружался 76-миллиметровым короткоствольным орудием и пятью пулемётами (спаренный с орудием, зенитный, на бугельной установке в основной башне, два в малых); накануне ВОВ не менее трёхсот машин были перевооружены танкобойным орудием того же калибра.

Бронирование было представлено бронелистами толщиной 15-30 миллиметров – в результате всё сие великолепие весило порядка 25 тонн, 450-сильный двигатель разгонял его до 42 км/ч, что для столь крупной машины было по тем временам весьма неплохим результатом. Экипаж составлял 6 человек. Всего было построено 503 единицы.

«Двадцать восьмые» дебютировали в Польском походе, затем участвовали в Финской кампании, где с одной стороны продемонстрировали высокие боевые характеристики и хорошую технологичность, с другой – стало очевидно, что их бронезащита уже недостаточна. Отчасти проблему удалось решить экранированием танка, который успел повоевать ещё и на фронтах ВОВ, его последнее боевое применение частями РККА состоялось в 1944 году, а трофейные машины служили в финской армии до начала 1950-х.

Хочу заметить, что развитие вооружения в сочетании с высокими динамическими характеристиками привело к тому, что концепция манёвренного танка уступила место концепции среднего, Т-28 стал первым представителем этого семейства.

Первый серийный тяжёлый танк Т-35
Первый серийный тяжёлый танк Т-35

Т-35 разрабатывался в рамках концепции тяжёлого танка и фактически стал не столько дальнейшим развитием ТГ, сколько более крупным вариантом Т-28. Пятибашенный монстр, весивший полсотни тонн, нёс то же 76-миллиметровое орудие, пару 45-миллиметровых танкобойных стволов расположенных в малых башнях и до семи пулемётов ДТ, три спаренных с орудиями, два в пулемётных башенках, один в бугельной установке основной башни, один зенитный.

Экипаж состоял из одиннадцати человек. 500-сильный двигатель даже на твёрдом покрытии едва мог разогнать сию громадину хотя бы до 30 км/ч. Бронирование было представлено наклонными и вертикальными бронелистами толщиной 20-30 мм. Всего был произведён 61 экземпляр.

О боевом применении этих машин известно только то, что в связи плохой технологичностью большая часть из них была потеряна, даже не доехав до противника – в боях под Равой-Руссой немцами было подбито только шесть из числившихся в составе 34-й дивизии сорока восьми Т-35.

Также известно, что некоторое количество этим машин воевало под Москвой; последнее боевое применение датируется 1945-м годом, когда немцы использовали при обороне Берлина трофейный танк. В общем, не будет преувеличением утверждать, что проект потерпел полный крах.

Итоги танкостроения 30-х

Как видите, довоенное десятилетие стало достаточно плодотворным временем для советского танкодрома, однако приходится отметить, что созданные в этот период машины уже к началу первых кампаний ВМВ успели неслабо устареть. Это и стало причиной того, что в годы, предшествовавшие ВОВ, танковый парк СССР начали пополнять танки третьего поколения, о которых я расскажу в следующей статье.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.